Текст: Алиса По
ParkSeason продолжает рассказывать о самых примечательных парках со всего мира. В этом выпуске — бывший аэропорт Темпельхоф в Берлине, пример того, как местные жители могут отвоевать у властей территорию в 350 гектаров, на которую до этого были совсем другие планы.
Темпельхоф интересен в первую очередь своей историей. С 1720 до начала Первой мировой войны на этом поле проходили парады прусской армии. В 1909 году Орвилл Райт, совершивший первый полет на самолете с двигателем внутреннего сгорания, представил здесь свой летательный аппарат и провел несколько показательных полетов.
Непосредственно аэропорт построили в 1923 году. По форме комплекс повторял очертания орла в полете, с полукруглыми ангарами длиной в милю, напоминающими крылья птицы. На территории разместились две параллельные взлетно-посадочные полосы более двух километров длиной и терминал, вошедший в двадцатку самых больших зданий на земле по тем временам. Уже в 1930-х Темпельхоф стал крупнейшим аэропортом в Европе. Во время берлинской блокады 1948 года он был единственным воздушным коридором, с помощью которого в город доставляли продовольствие.
В 2008 году мэрия Берлина решила закрыть Темпельхоф: ему на смену пришли два больших и современных аэропорта на окраинах города. Пока власти решали, что делать с огромной территорией, местные жители облюбовали ее под свои нужды: здесь начали устраивать пикники, бегать, запускать воздушных змеев, кататься на велосипедах и разбивать публичные огороды.
Спустя пару лет на бывший аэропорт, наконец, нашелся покупатель: он задумал построить здесь квартал элитного жилья — десятки зданий средней высотности. Сделка должна была принести городу такой колоссальный доход, что ее в мэрии поддерживали даже оппозиционеры. Однако берлинцам идея совсем не пришлась по душе: вскоре организовалась инициативная группа, активисты подключили к борьбе за зону отдыха экологов. Метеорологический институт в Потсдаме представил данные, что территория аэропорта выступает климатической подушкой для города, охлаждая прилегающие районы, и если застроить ее высотными домами, то это нарушит циркуляцию холодного воздуха и повысит загазованность. Кроме того, сделка с застройкой выглядела не такой уж выгодной, учитывая, что городу пришлось бы оплачивать всю ее инфраструктуру (прежде всего коммуникации и дороги), а это около 600 миллионов евро бюджетных денег.
Своей главной задачей инициативная группа поставила проведение референдума по данному вопросу. Для этого им за несколько месяцев необходимо было собрать 183 тысячи голосов. Активисты начали издавать газету, распространять плакаты и флаеры, а также просто говорить с людьми на улицах. Все это делалось на пожертвования горожан. Единственной компанией, которая поддержала инициативу, стал местный производитель воздушных змеев — он дал средства на выпуск флаеров. В результате на референдуме кампания получила около 80% — 750 тысяч голосов, и аэропорт оставили местным жителям в качестве парка.
Берлин не испытывает дефицита в парках, но для горожан Темпельхоф стал действительно особым местом. Главной отличительной чертой парка остается его прошлое — это все еще огромное взлетное поле с возвышающимся над ним эффектным белоснежным терминалом. От действующего аэропорта оно отличается только тем, что здесь можно гулять в свое удовольствие, загорать, кататься на велосипеде (здесь обустроено 6 км дорожек) и коньках, жарить шашлыки или разбить грядку — благо простора для этого предостаточно. Здесь же проходят всевозможные фестивали, от спортивных до музыкальных, собирающих до 200 000 человек одновременно.