ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
«Братья Систерс»: рецензия ParkSeason

«Братья Систерс»: рецензия ParkSeason

Вестерн «Братья Систерс» вышел в российский прокат 29 ноября. Рассказываем в рецензии, почему фильм — картина года и обязателен к просмотру. 

Купить билет

Братья Чарли и Илай Систерс ведут «неприметный» семейный бизнес — на диком Западе они известны как одни из самых профессиональных и безжалостных наемников. Они работают на Коммандора, который поручает им найти им человека, укравшего его деньги. Обычное на первый взгляд задание оборачивается путешествием к новой жизни.

Большинство эпических повествований в литературе или кинематографе построены по принципу «мономифа», который впервые ввел Джозеф Кэмбелл в своей книге «Тысячеликий герой». По задумке публициста произведения со временем мифов и легенд Древней Греции строятся по одной схеме: герой отбывает из родного дома, чтобы проверить себя испытаниями, преображается внутренне и возвращается в исходную точку своего странствия другим человеком. Сюжет «Братьев Систерс», основанный на одноименной книге, движется по такому же направлению: зрителя лишают только вступления, сразу погружая в действие. Француз Жак Одиар сделал упор на диалогах, внутренних переживаниях и развитии отношений между главными героями. «Братья Систерс» — новой прочтение старого жанра вестерна. Картина как будто подтрунивает над тем, что привычно сегодня считать фильмом про «ковбоев с Дикого Запада». 

Лента отказывается от показа героев, несущих смерть или справедливую месть с прищуренными глазами и зажатой зубочисткой в зубах, пафосно погибающих от выстрела в спину. От такого подхода к созданию героев и написанию сценария не уходили с середины прошлого века: до 2018 года общая ситуация мало изменилась для мирового кино. 

«Братья Систерс», в большей степени с подачи литературного первоисточника, представляют зрителю ленту о живых людях, а не о ходячих памятниках, служащих мировому добру или злу. В главных героях фильма, сыгранных Хоакином Фениксом и Джоном Си Райли, мы видим в первую очередь не расчетливых наемных убийц, а мальчишек, присматривающих друг за другом. 

Зрителю не рассказывают о начале их истории и приходу к тому образу жизни, который ведут два брата — это казалось бы лишним на фоне повествования. О характере героев мы узнаем из небольших деталей и поступков персонажей: насмешливый и «круто сваренный» Чарли (Хоакин Феникс) тихо плачет по ночам от бессилия, когда думает, что брат его не слышит. В Илае (Джон Си Райли) скрыты море сострадания и детская натура, которая каждый раз искренне радуется проявлению чего-то мирного в его неспокойной жизни. Зритель улыбается вместе с мужчиной, с восторгом и неловкостью чистящим зубы первый раз в своей жизни. Братская нежность и забота переливаются через экран и ощущается особенно остро, когда понимаешь, что именно так протекают отношения между родными людьми в обычной жизни: когда близкому человеку плохо, ты будешь охранять его всю ночь или сделаешь все, чтобы спасти от опасности. Единственная крупная ссора, произошедшая на экране, заканчивается крепкой оплеухой и смехом. Братья Систерс — не ковбои, головорезы или мстители «на крыльях ночи», они — два потерявшихся в жизни человека, которые не справятся с жестокой действительностью друг без друга.

Режиссер Жак Одиар в интервью признавался, что для него было удовольствием снимать звездных американских актеров, между которыми сразу возникла «химия» на экране и в жизни. Хоакин и Джон проводили вместе много времени, чтобы установить дружеские отношения и сохранить их на съемочной площадке. Экранная химия не пропадает из фильма, когда братья Систерс исчезают с экрана, ведь у нас есть еще два персонажа, чья сюжетная линия развивается параллельно основной, пока не вписывается в общую канву повествования. Джейк Джилленхол играет частного детектива Морриса, поставляющего сведения о беглеце главным героям. Он исправно выполняет свою работу, пока не встречается с объектом своих поисков лицом к лицу и попадает под его влияние.

Экранное время, которое занимают Джейк Джилленхол вместе с Ризом Ахмедом составляют большую комедийную часть «Братьев Систерс». Юмор здесь — издевка: когда две минуты назад ты улыбался перепалке между героями, а теперь непроизвольно смеешься над «черными» шутками или чьей-то пародийной смертью. Создатели картины как бы говорят аудитории: «Вы такие же ненормальные, как и мы, и это замечательно».

К сравнению, последний «современный вестерн» выходил из-под руки Квентина Тарантино — в «Омерзительной восьмерке» смеешься над уже привычной абсурдной жестокостью и она не выбивается из образа фильма, но в «Братьях Систерс» насилие наоборот высмеивается. Даже Илай Систерс, закоренелый преступник, склоняется в сторону открытия собственной лавки — что же остается делать зрителю, как не соглашаться с ним?

«Братья Систерс» — трогательное и смешное кино, которое со временем превращается в сказку о Красной Шапочке, бегущей от страшного Волка. Беззащитная девочка — это главные герои, роль хищного монстра сначала берет на себя отец-пьяница (он даже во сне к Илаю приходит в образе оборотня на волчьих лапах), а потом и Коммандор, преследующий героев со стаей своих «шакалов». Как только братья встречают персонажей, успокаивающих их буйный нрав, мы видим их внутренние изменения на финальной стадии. К перерождению героев зрителя подготавливают на протяжении всего фильма. 

Финал картины бьет обухом по голове и тут же успокаивает встревоженные сердца — он в точности такой, какой нужен «Братьям Систерс» для последнего аккорда. Покаявшиеся мальчишки возвращаются к матери, отпустив наконец груз прошлого — они дома.