Фото: пресс-служба «Гаража»
Текст: Алина Поплавская
В честь юбилея «Гараж» открывает для посетителей 5 новых выставок. Рассказываем о них в подборке Parkseason.
«Школа в движении.
Архитекторы-интернационалисты»
«Школа в движении» — часть международного проекта bauhaus imaginista, который был организован Музеем современного искусства «Гараж» совместно с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и берлинским Домом культур мира по случаю столетия школы Баухаус.
Выставка в «Гараже» расскажет о связях между Баухаусом и СССР, о деятельности бывших преподавателей и учеников школы в Москве. В центре внимания — работы архитектора Филиппа Тольцинера, градостроителя Конрада Пюшеля и архитектора Лотты Стам-Безе (первая женщина, которая обучалась на отделении строительства Баухауса в Дессау).
Главные выставочные экспонаты — фотографии, письма, личные записи, схемы, манифесты. архитектурные наброски. Они показывают связь учеников Баухауса с СССР и идеями коммунизма, социализма.
В программу выставки включили публичное выступление художницы Венделин ван Олденборг, которая исследует жизнь и творческое наследие Лотты Стам-Безе. Это исследование — подготовительная часть работы, которая будет представлена художницей в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году.
Anothersomathing.org
«Ткань процветания»
Уже на этой неделе музей «Гараж» откроет международную выставку «Ткань процветания», которая посвящена одежде в искусстве вне модной индустрии. Проект представляют работы более 40 художников пяти континентов.
Выставка начнется в гардеробе музея с работ шведской художницы Беллы Руне с использованием технологий дополненной реальности.
Основа выставки — «шелковые пути XXI века»: производственные циклы и маршруты распространения сырья, ткани и готовой одежды. «Ткань процветания» отвечает на вопрос: что будет, если исключить моду из производства одежды и культуры ее подбора?
На выставке работы советских концептуалистов Риммы и Валерия Герловиных соседствуют с репортажными съемками мексиканца Педро Вальтьерры и фотографиями американца Джимии Десана. Гостям предложат ознакомиться с архивной частью истории авангардных экспериментов с тотальной униформой и секцию «голого костюма» (дискуссия о наготе как части системы моды).
Один из партнеров выставки — группа «ПИК», крупнейшая российская девелоперская компания, которая занимается строительством современного и комфортного жилья, продвигает работы молодых архитектурных бюро, проводит технологические экспертизы.
Пресс-служба музея «Гараж»
«Анри Сала. The Last Resort»
29 сентября в «Гараже» откроется звуковая инсталляция, где публике представят нового Моцарта. Площадкой станет атриум музея «Гараж», где художник сможет обыграть особенности архитектуры и акустики. Атриум — открытое пространство высотой в 9,5 метров, к его потолку подвесят около 38 барабанов: в них спрятаны динамики, которые будут приводить в движение барабанные палочки и создавать звук.
Основа для всей работы — Концерт для кларнета с оркестром ля мажор Моцарта. Это одно из последних произведений великого композитора, которое он написал за несколько месяцев до своей смерти в 1791 году. Анри Сала заменил оригинальное звучание концерта на темп ветра, который в своем дневнике описывал эмигрант Джеймс Белл в 1838 году. Тогда он начал путешествие из Англии в Австралию, каждый день описывая погоду за бортом корабля.
Анри Сала вместо привычных слушателю ритмов музыки использовал в произведении штиль, резкие удары волн, шторм и легкий бриз. Изменяя концерт Моцарта, художник, по его собственным словам, хотел «представить, что станет с Моцартом, если бы его носило по волнам как послание в бутылке».
На открытии инсталляции 29 сентября «Студия новой музыки» исполнит Концерт для кларнета с оркестром ля мажор.
Пресс-служба музея «Гараж»
«Марсель Бротарс. Поэзия и образы»
Первая ретроспектива знаменитого бельгийского художника в России откроется в Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября.
На экспозиции представят около 80 работ, среди которых наиболее знаковые для художника: «Музей современного искусства, отдел орлов» и «Декор». Выставка покажет, чем отличается творческий процесс Марселя Бротарса от устоявшихся концепций искусства.
Художник одним из первых затронул в своей работе постколониальные темы, а также исследовал музейную работу изнутри. Он ставил под вопрос вещи, которые считаются в традиционной музейной и арт-работе основными: подпись художника, авторство, традиционные выставочные форматы, художественный движения и механизмы.
К визуальному искусству Масель обратился только в 40 лет, активно им занимался на протяжении 12 лет (что совсем недолго для художника). Но за этот срок он успел принять участие в более 100 выставок в Европе и США, провести 11 персональных выставок.
Пресс-служба музея «Гараж»
Дамиан Ортега «Современный сад»
В конце сентября на площади перед музеем «Гараж» появится инсталляция скульптур мексиканского художника Дамиана Ортеги. Это первый персональный проект художника в России.
Всего перед музеем будет выставлено более 30 модернистских скульптур: художник выбрал логотипы коммерческих фирм и создал на их основе трехмерные объекты из фанеры, бетона и металла. Одной из главных идей своего «Современного сада» художник называет возможность представить модернистские арт-объекты как часть коммерческой истории больших фирм и корпораций.
Также Дамиана интересует сочетание логотипа как определенного представления о компании и скульптуры, как абстрактного метода выражения художника.
Скульптуры будут рассредоточены по всей территории перед музеем, а не собраны в группу, что характерно для творчества Дамиана Ортеги. При изменении оптики (например, угла зрения на выставку) может трансформироваться и сам смысл сообщения, которое художник вложил в свой «Современный сад».
Пресс-служба музея «Гараж»