II Международная биеннале современного искусства Кавказа открылась в Центре дизайна Artplay в Москве. На выставке представлено более 500 произведений от классической живописи и скульптуры до стрит-арта и nft. В этом году проект собрал почти 200 участников из всех республик Северного Кавказа, а также других стран мира, в том числе, Англии, Франции, Германии, Бельгии, Израиля, Китая, Турции и Иордании.
Биеннале проходит при поддержке Министерства Культуры Чеченской Республики, сразу после Москвы выставка отправится в Чечню в обновленный Музей Чеченской Республики. Далее ее увидят в Дагестанском Музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой в Махачкале, Музее истории мировых культур и религий в Дербенте и галерее «Экспромт» в Нальчике.
Биеннале открыла помощник министра культуры Чеченской республики Екатерина Гринчевская: “Для меня важно, что диалог между Министерством культуры Чеченской республики, Музеем Чеченской республики и организаторами Биеннале и молодыми художниками состоялся. В нем нет коммерции и нет цензуры, и он очень своевременный. Нам нужно задавать себе вопросы. Знаем ли мы тех, кто живет рядом с нами? Умеем ли мы уважать свою культуру и культуру других национальностей, которые живут в нашей стране? Не слишком ли мы увлекаемся стереотипами? Предлагаю сегодня развивать критическое мышление, наслаждаться искусством и находить ответы!”
Тема биеннале этого года «Спустившиеся с гор». Организаторы предлагают переосмыслить уничижительное клише, с которым сталкивается почти каждый кавказец за пределами своей малой родины, с точки зрения более внимательного рассмотрения его этимологии. Гора - один из главных сакральных скрепов кавказской культуры; он в целом восходит к универсальному общечеловеческому образу Мировой горы как центру вселенной и источнику жизни. Вот в этой с долей иронии смысловой дихотомии «спустившихся с гор» предстанут участники биеннале.
“Кавказская биеннале - это очень личный проект, - сказала на открытии куратор выставки Зарина Астемирова. - Изначально идея возникла как желание поменять отношение к кавказцам. Я переехала в Москву, будучи достаточно юной, и сталкивалась с определенным негативом в обществе. Мне хотелось работать с этим и находить ответы именно в культуре и в искусстве, поэтому первая часть называлась “В поисках идентичности”, это было своего рода прощупывание почвы, ответ на вопрос, кто мы. Во второй части мы постарались дать ответ, как можно работать со стереотипами. Мы решили, что лучший способ борьбы - это ирония. “Спустившиеся с гор” - это улыбка в ответ негативному стереотипу. Провокации здесь точно нет. Мы за созидание, сохранение традиций и поиск новых путей.”
Экспозиция в московском зале представляет зрителю ряд спецпроектов, включая масштабную инсталляцию, обыгрывающую форму горы с камнями и землей, привезенными со всего Кавказа. Даже традиционная живопись и графика получились на биеннале очень необычными, с северокавказским акцентом.
“Для многих современных художников Кавказ - это очень яркие краски, но для меня важна сдержанность, - говорит один из представленных художников Олег Басаев (Владикавказ). - Я очень раньше любил использовать цвет, свет, ценю импрессионистов и так далее. Все переболели этим. Но я - не Сезанн, не импрессионист и не француз, как бы ни хотел: во мне уже заложена некая кодовость. Цвет у меня сдержанный: он имел очень большое значение, даже цвет черкески - это тоже определенный знак. Зато острота формы усиливается. Многие мелочи на Кавказе очень значимы: взгляд, жест… И все предметы для меня очень значимы: не их функциональное назначение, они - как повод для искусства, поэтому я и представил на выставке свои натюрморты.”
Магомед Аюбов, Руслан Магомедов, Андрей Калугин, Гоша YKOR, BatandDark показали на выставке работы в стиле стрит арт. На Северном Кавказе стрит-арт сейчас активно набирает обороты и взаимодействует с местной инфраструктурой — от магазинов и кафе до масштабных муралов на фасадах многоэтажек и стрит-фестивалей.
Художник из Чечни Рустам Яхиханов представил необычные работы в печатной технике литографии: “Это новое исследование для меня, - рассказал автор. - Я создал картинку на камне и напечатал ее в ограниченном тираже с красочными элементами. На первой биеннале были представлены мои работы на национальную тематику, сейчас же мне было интересно показать возможности новой техники. Ине приятно выставляться вместе с такими разными, интересными, молодыми и более взрослыми художниками. Замечательно, что после Москвы биеннале приедет в Грозный. Для меня это большой праздник.”
Также на выставке представлен видео арт (Башир Борлаков, Марал Кайтмазова, Линда Иблеева); nft (Арсен Чач, Хусейн Кучкаров), а также несколько произведений девушек-художниц исламского направления (Аль-Хала, Айша Тайсумова, Others и другие).
Помимо необычных работ Малый зал Artplay украсили национальные ковры и одежда, выполненная в современном стиле, но с явными национальными мотивами. “Кавказ - традиционный и достаточно консервативный регион, - говорит дизайнер Сусанна Макерова, - а сегодня мы наблюдаем яркую палитру авангардных и современных работ. Мы организовали перформанс, в котором представим процесс создания этно-образа. Я руковожу движением дизайнеров и художников “Этномода”. Обратите внимание на выставке на две левитирующие формы - пальто с элементами башлыка: мы заимствовали традиционный крой, но интерпретировали его по-своему и представили здесь как инсталляцию. Мы активно обращаемся к теме знака и кода, я считаю, это ключ к современной культуре. Получается необычная этно-зарисовка.”
Биеннале, которая продлится до 27 октября, сопровождает разнообразная программа, в том числе выступления музыкальных ансамблей и групп, перформансы, презентации книг, паблик-токи.
Фотографии предоставлены организаторами биеннале