Фото: ParkSeason
Текст: Катя Мачихина
Музей-заповедник «Царицыно» – место с особенной историей. Ежегодно здесь открываются новые выставки, проходят фестивали и запускаются яркие проекты. ParkSeason поговорил с директором Елизаветой Фокиной и узнал, какие спецпроекты запущены сейчас, как составляется культурный план выставок и как парк зарабатывает деньги.
«Царицыно» — традиционно «историческая» площадка. Тем не менее, чтобы завоевать современного посетителя, нужно учитывать актуальные тренды и направления искусства. Какой из современных фестивалей вы готовы или хотели бы принять в парке?
«Царицыно» постоянно следит за актуальными трендами. Два года назад мы принимали музыкальный фестиваль «Усадьба Jazz». Ежегодно в парке проводится городской фестиваль ко Дню семьи, любви и верности, а в прошлом году на территории «Царицына» прошел Bosco Fresh Festival. Для нас это новый опыт, не скажу, что всеми он был воспринят однозначно. Тем не менее я считаю, что мы должны экспериментировать и привлекать молодую аудиторию. Из больших событий мы работаем также с фестивалем «Круг света», наша традиционная тема – великие романтические дворцы.
За последние два года мы сами инициировали несколько специальных событий. В прошлом году впервые провели «День истории «Царицына». Кроме того, у нас традиционно проходит фестиваль «Дачное Царицыно», связанный с историей Серебряного века. 31 августа начнет работу «Фестиваль исторических садов».
«Царицыно» – музей со своей историей и своей коллекцией. Место уникально, оно требует к себе специального отношения. Потому важно думать, на какую аудиторию мы работаем, что хотим им сказать, чему научить и как развлечь. Ежегодно парк принимает около 6 миллионов посетителей, а музей – 1 миллион 200 тысяч. В выходные дни на территории «Царицына» может находиться до 30-40 тысяч человек.
Мы следим не только за общей концепцией событий: учитываем также особенности нашего парка. Музей-заповедник «Царицыно» – это особо охраняемая природная территория, где произрастают краснокнижные растения, обитают редкие животные и рыбы. Мы с особенной бережностью относимся к тому, что находится в парке. Важно помнить про индекс вытаптываемости, который есть у заповедных территорий. Кроме того, с начала мая и до конца июня мы не можем проводить крупных мероприятий, поскольку это может помешать гнездованию птиц.
Какие спецпроекты музея-заповедника получились самыми удачными? Какими из них вы гордитесь?
За прошедший год в музее провели более 30 выставок. Как составляется этот культурный «план», как подбираются темы?
У нас действительно проходит порядка 30 выставочных проектов в год – некоторые из них планируются за год, другие – за три. Сейчас мы планируем поэтапно открывать детскую экспозицию, посвященную истории места и музея. Это пять залов, в которых в разной форме – игровой, образовательной, экспозиционной – будут представлены ключевые темы музея, от археологии до коллекции декоративно-прикладного искусства. К проекту привлечена большая команда научных сотрудников, внешних специалистов, архитекторов и дизайнеров. Основная экспозиция рассчитывается минимум на 5-7 лет.
Если говорить о темах выставок, мы работаем в трех основных направлениях. В первую очередь, это история дворцово-выставочного ансамбля XVIII века, где главная героиня – Екатерина II. Для нас «Царицыно» – это место, где рассказывают истории. Скоро мы откроем выставку, посвященную Баженову и Казакову – архитекторам, которые строили «Царицыно». Осенью планируется выставка, посвященная благотворительности дома Романовых. В следующем году будет юбилей Екатерины II – 290 лет – и этот повод мы не оставим без внимания.
Сейчас в музее проходит выставка-инсталляция, посвященная архитектурным фантазиям, «Гипноз пространства». Ее куратор, Сергей Хачатуров, рассказывает о том, как мир воображаемой архитектуры конструировал творческое сознание людей прошлого и как он влияет на настоящее.
Вторая линия связана с нашей коллекцией декоративно-прикладного искусства народов СССР. Мы активно ее показываем, актуализируем через детские выставочные проекты и развиваем вокруг нее множество образовательных программ. На базе коллекции мы планируем создать экспериментальный центр. Проект сейчас в разработке – ресурсный центр по нашим планам должен открыться в 2021 году. Процесс потребует перестройки всего музея – как пространственно, так и содержательно. Мы активно изучаем нашу коллекцию, сейчас готовимся издавать первый том генерального каталога, посвященный гобеленам. Также в этом году мы издадим первый том «Царицынской энциклопедии», статьи к которой наши сотрудники писали больше 20 лет.
Третья линия – наш парк и архитектурный ансамбль. Мы стараемся учить людей слышать и слушать разную музыку, понимать и любить театр. Например, наш грядущий «Фестиваль исторических садов» будет сопровождаться оперно-театральными действами. Мы хотим ассоциироваться с умной аудиторией, с людьми, которые приходят смотреть и слушать, мы хотим вдохновлять людей разными жанрами.
В какой стране мира о «Царицыне» знают лучше всех? С кем из зарубежных культурных институций команда музея-заповедника тесно сотрудничает?
Парку или музею, как государственному учреждению, нужно искать средства на собственное развитие. Как «Царицыно» зарабатывает деньги, работаете ли вы с коммерческими партнерами, которые интегрируются в парк или музей?
Какое из мест комплекса больше всего нравится посетителям?