Фото: Инна Ильинова
Текст: Светлана Хромеева
С 2014 года должность директора усадьбы «Воронцово» занимает Антон Мартынов. По образованию он инженер, звукооператор и PR-менеджер: в совокупности с опытом в области организации культурной среды это помогает эффективно управлять пространством.
За последние годы «Воронцовский парк» стал довольно известной площадкой: если раньше про усадьбу не знал почти никто, кроме местных жителей, то сейчас посещаемость выросла в четыре раза — до 330 тысяч человек в месяц.
ParkSeason поговорил с директором усадьбы о том, на что живет парк и какую аудиторию планируется привлекать в скором будущем.
О работе в парке
Как проходит ваш рабочий день?
Раньше я постоянно был в парке: каждое утро начиналось с обхода. Сейчас у меня больше документальной и офисной работы, и надолго оставаться в парке не получается. Тем не менее я стараюсь следить за его инфраструктурой и за тем, как идет работа. Я тесно общаюсь с жителями и общественными организациями: это помогает выстраивать отношения, которые пойдут на благо парка.
Вы прислушиваетесь к посетителям?
Конечно, мы стараемся учесть пожелания жителей. Но один и тот же аспект кому-то нравится, кому-то нет. Трудно определить большинство или меньшинство. Есть единая градостроительная политика города Москвы; есть концепция развития Воронцовского парка. Местные жители воспринимают парк как свой двор и болеют за него: к ним нужно прислушиваться. В то же время в «Воронцово» стали приезжать люди из других районов Москвы: им тоже хочется погулять и комфортно провести время. Кто-то ищет тишины, кто-то — активного досуга. Надо поддерживать баланс.
В чем заключается определенная концепция развития?
Наша основная цель — получить статус музея-усадьбы. Сейчас «Воронцово» считается объектом ландшафтно-исторической архитектуры, а не парком культуры и отдыха, музеем или усадьбой. Совместно с Правительством Москвы и Департаментом культурного наследия мы планируем восстановить усадебное ядро: отреставрировать существующие здания, приспособить их к современным условиям и развивать парк как центр семейного отдыха и досуга.
Что изменилось в работе парка за время вашей работы?
Это должны оценивать жители. Нам удалось привлечь посетителей: раньше это была местная дворовая территория, о которой никто не знал. Сейчас сюда приезжают на мероприятия, отдохнуть и погулять. Многим жителям нравится, что здесь проводятся спортивные события и организован досуг для детей.
Вы больше нацелены на людей, которые живут рядом?
Пока это наши основные потребители. После реставрации и воссоздания музея мы планируем привлечь аудиторию с более высокой культурной оценкой происходящего.
Как вы планируете это осуществить?
Я придумал программу по возрождению исторической целостности усадьбы и воссозданию ее истории. Совместно с историком и усадьбоведом Михаилом Коробко мы организовали экскурсии. Кроме этого, мы работаем над созданием ежемесячных экспозиций усадеб Москвы и Подмосковья. Летом планируем выпустить в продажу иллюстрированный исторический альбом со снимками Воронцовского парка.
Вы говорили, что вам предстоит большая работа над благоустройством парка. В чем она заключается?
Большие работы предстоят по реконструкции зданий. Департамент культурного наследия уже сейчас предложил проекты по реставрации трех объектов. Помимо этого, думаем, как проложить дорожки и тропинки и привести в порядок дубовую рощу. Первостепенная задача — отреставрировать усадебное ядро и наполнить его экспонатами и творческими объединениями. Хочется, чтобы усадьба «Воронцово» стала полноценным музейно-экскурсионным проектом.
Вы ориентируетесь на другие парки и на работу их директоров? В чем ваше главное отличие?
Конечно! Мы постоянно консультируемся и обмениваемся опытом. Наши коллеги — Бабушкинский и Таганский парки, сад «Эрмитаж». Усадьба «Воронцово» — микс парка культуры и отдыха, музея-усадьбы и просто спокойного уголка. Здесь есть места для тихих прогулок, активного отдыха и досуговые площадки для детей. Пока я не могу ответить, что именно привлекает посетителей больше или меньше.
Идеальный парк – какой он?
Идеальных парков нет. Каждый своеобразен и уникален. Раньше парк был местом для спокойного тихого отдыха. Сейчас — общественное пространство, где можно реализовать все: вечеринки, серьезные мероприятия, большие культурные программы и спортивные события. Идеальный парк создать невозможно. Это постоянно развивающаяся субстанция. Это можно сравнить с лего-городком, который выстраивается и перестраивается. Тем не менее хочется, чтобы парк сохранял свою историческую основу. Нужно исходить из того, для чего он был создан, а не из того, как мы хотим его поменять.
О финансировании
Расскажите, как и сколько «зарабатывает» парк?
Как автономное учреждение парк должен зарабатывать деньги на организацию мероприятий. Сейчас у нас более 15 бесплатных спортивных кружков и секций. Все средства идут на развитие парка, и бюджетных дотаций не хватает. Парк должен получать дополнительный доход от организации торговли, проведения платных мероприятий, аренды проката. Это порядка 15 миллионов рублей внебюджетных средств в год. В действительности этих финансов недостаточно.
Как ищете арендаторов и рекламодателей?
Кто-то с интересными предложениями приходит сам, но мы отбираем проекты. «Воронцово» отличается от того же парка Горького: здесь совершенно другая территория и другая целевая аудитория. Мы проводим камерные мероприятия, направленные на развитие и досуг детей. Например, к нам несколько лет подряд приходит газета Metro со своим пикником Metro Family. Сотрудники нашего отдела культурно-массового досуга разрабатывают концепцию мероприятия и ищут под них рекламодателей и поставщиков услуг. Дальше формируется программа.
Каким должен быть участник и рекламодатель?
Мы ориентируемся на нашу семейную аудиторию: не проводим мероприятия на «блатную» тематику. У нас плохо воспринимаются даже молодежные направления — их не понимают. В «Воронцово» приходят люди пожилого возраста или семьи с маленькими детьми, именно для них мы и готовим мероприятия.
Вы сказали, что хотите превратить усадьбу в проект. А если бы это было бизнес-моделью?
В таком случае было бы проще. Мы находимся в определенных законодательных рамках. Коммерческие проекты могут привлечь инвесторов, спонсоров и рекламодателей: это способствует быстрому развитию. Государственная система управления немножко «тормозит». Я надеюсь, что у московского правительства появится возможность найти средства для восстановления всей усадьбы.
Какой самый большой источник дохода для парка?
Парк сильно зависит от погодных условий, и источники доходов всегда плавающие. Если погода плохая, посетителей мало. Если хорошая — много. Основные деньги мы получаем от организации торговли: это размещение всех стационарных объектов по продаже питания и сувениров. Сезонные виды спорта и прокат инвентаря тоже стабильно приносят доход. Я бы проводил больше платных мероприятий с продажей билетов, но пока таких возможностей у усадьбы нет.
О личном
В вашей жизни есть еще один, по вашим словам, главный парк – семья. Как вы совмещаете работу и дом?
Скорее, семья уделяет время мне. Последние три года мы вместе встречаем Новый год в парке, потому что я остаюсь ответственным за проведение мероприятия. Родные полностью поддерживают меня. Свободное время мы тоже проводим в парках: мои любимые — «Коломенское» и «Царицыно». Если удается, в выходные выезжаем в Подмосковье и путешествуем по Золотому Кольцу.
Как еще вы любите отдыхать?
Я предпочитаю активный отдых и стараюсь хотя бы три раза в год куда-то выбраться. Люблю лыжи и часто катаюсь в Казахстане на горе Чимбулак. Раньше бывал зарубежом, а сейчас поддерживаю российский туризм и путешествую по стране.
Какими качествами должен обладать директор парка?
Во-первых, профессиональными данными. Директор должен быть грамотным управленцем и разбираться в парковой деятельности, или хотя бы стараться это делать. Как любой руководитель, он должен ценить людей и правильно подходить к выполнению своих обязанностей, а также работать на благо посетителей парка.
Вы можете представить себя на другой должности?
Могу, но не хочу. Есть определенные задачи и цели, которые я должен выполнить и достичь. Не должность красит человека, а человек — должность. Я на своем месте.