foto

Кто меняет велокультуру в Москве: интервью с Владимиром Кумовым

К зимнему велопараду, который прошел в феврале, присоединились 2000 человек: помимо москвичей и участников из других российских городов, на событие зарегистрировались гости из 20 стран мира. ParkSeason поговорил с куратором проекта по развитию велокультуры Let's bike it! Владимиром Кумовым о том, как Москва изменилась за последние годы, и стали ли жители больше пользоваться двухколесным транспортом. 

Расскажите про команду Let’s bike it!. Вы основали ее после путешествия в Буэнос-Айрес. Кто вам помогает, много ли людей работает над проектом? Привлекаете ли вы, например, волонтеров на параде или обходитесь своими силами? 

Проект Let’s bike it! родился после моего возвращения из Буэнос-Айреса. Москва в 2010 году казалась мне крайне неудобным городом: множество пробок, заставленные автомобилями тротуары, платные парки, реклама. Я решил попробовать сделать город немного удобнее хотя бы для передвижения на велосипеде. За 8 лет команда сильно изменилась: сейчас здесь 8 человек, которые курируют несколько крупных направлений. Нам регулярно помогает несколько десятков фотографов и переводчиков. Для больших мероприятий вроде Московского Велопарада мы также набираем волонтёров отдельно, часто обращаемся за помощью к «Мосволонтёр». 


Как изменилась велокультура в России за последние три года? Сбылись ли ваши прогнозы и ожидания?  

За прошедшие несколько лет изменилось многое. В 2014 году в ПДД велотранспорт отделили от гужевых повозок, появились новые термины — «велосипедная полоса» и «велосипедная дорожка». Велотема вышла на уровень министерств и администраций регионов, обсуждается создание Национальной стратегии по развитию велотранспорта. Всё больше городов России начинает создавать качественные сети велосипедных дорог. В первом Международном велоконгрессе в Москве в 2016 году участвовали только активисты, а в этом году — уже несколько мэров городов, вице-губернаторы. Конечно, хотелось бы более быстрого и качественного развития, но мы понимаем, что за один день ни один город мира не менялся, а целые страны — тем более.


Как вы относитесь к программе «Моя улица»? По их проектам в Москве должно появиться много велодорожек и оборудованных выделенных маршрутов. Помогает ли это велосипедистам?

Здорово, что по программе «Моя улица» создаются более удобные условия для пешеходов, высаживаются деревья и создаются отличные общественные пространства, но для велосипедистов уже пару лет в программе места не находится. За прошедшие два года в Москве почти не появилось новых велодорожек и велополос. Местами их даже убрали в угоду автомобилистам. 

Let’s bike it! и «Велобайк». В каких вы отношениях? Как вам кажется, приживется ли сеть «Мобайк» в Москве?
С «Велобайком» — городским прокатом велосипедов мы дружим, сотрудничаем, их транспортом — пользуемся.
«Мобайк» — принципиально другая система велошеринга, которая не привязана к станциям: забрать и оставить велосипед можно будет где угодно (Ук. ред.). Насколько мне известно, они пока не планирует заходить в Москву и решили начать с Санкт-Петербурга. Но было бы интересно. Думаю, приживётся такой прокат в Москве или нет, во многом зависит от городской администрации. Не вижу причин, почему бы этому не случиться.

Европейский опыт: на кого похожа Россия? Понятно, что основной ориентир и идеал — Швеция, Финляндия, Голландия. Но кто ближе всего к нам по уровню развития?
Если говорить об уровне развития велоинфраструктуры, климатических условиях и размере городов, то более всего мы похожи с Канадой. Только, если у нас пока считают, что очищать от снега велодорожки не нужно, в ряде канадских городов наоборот усердно поддерживают чистоту велосипедных маршрутов и следят за количеством пользователей. В итоге велодвижение там развивается активнее, чем у нас.

Участники велопарадов: кто они? Спортсмены, желающие приобщиться к модному течению или действительно те, кто хочет повлиять на ситуацию в городе? 
Участники велопарадов — это жители Москвы и люди, которые приезжают из других городов, чтобы поучаствовать в велопараде. Среди участников есть спортсмены, но больше семей с маленькими детьми и тех, кто желает жить в более удобном, чистом и здоровом городе.

Помимо велопарадов, вы проводите фестивали кино и велоконгрессы, которые формируют местное сообщество. С кем сотрудничаете? Кто вам помогает?

Список людей и организаций, с которыми мы сотрудничаем, очень большой. Это и бизнес, и департаменты правительства Москвы, и различные фонды и общественные организации, и посольства разных стран, и университеты. Многие наши инициативы поддерживает Министерство транспорта РФ, это позволяет делать их масштабнее — мы курируем Единый день велопарадов в России, всероссийскую акцию «На работу на велосипеде». В акции, кстати, принимает участие более 200 крупных компаний. С ними мы тоже сотрудничаем — консультируем, как сделать компанию более «велосипедной».  


Какие акции готовите в этом году? 20 мая пройдет еще один велопарад, а проведут ли, например, ночной велопарад летом? 

В этом году в Москве мы планируем ещё три велопарада: в мае на Садовом кольце, летом — ночной, в сентябре — осенний. Дважды проведём акцию «На работу на велосипеде». Помимо этого, в течение года будем проводить лекции, кинопоказы, велоквесты. 

Места