ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Лавочки нового поколения: как технологии помогают развиваться общественным пространствам

Лавочки нового поколения: как технологии помогают развиваться общественным пространствам

Как современные технологии меняют общественные пространства? Помогают ли они городу развиваться, привлекать больше посетителей в парки, на пешеходные улицы и открытые площадки? В сегодняшнем не самом типичном для редакции ParkSeason материале мы расскажем об успешном опыте освоения инноваций, которые используют многие городские администрации в Америке для увеличения потока гостей в зонах общественных пространств. 

Бобби Нэнс – менеджер, ответственный за разработку стратегий по развитию района Оук-парк, штат Иллинойс. Вместе с коллегами они тестировали специальную компьютерную программу Soofa, которая собирает данные по паркам и публичным зонам. Сенсор встраивается в скамейки: в радиусе 150 шагов он фиксирует вай-фай сигналы устройств посетителей и преобразовывает его в статистические данные. 

 «Эти измерения формируют новый взгляд на то, как люди относятся к паркам. Они помогает оптимизировать работу по развитию общественных пространств. Хочется верить, что через некоторое время это позволит нам максимально продуманно относиться к обустройству открытых зон, и что более важно - поможет во всей широте представить то, как влияют парки на общество» - замечает Бобби Нэнс. 

 В мае 2016 года в Оук-парке запустили пилотный вариант системы Soofa. Это программы, с помощью которых можно измерять активность пешеходов в зоне общественных пространств. Сенсор перехватывает вай-фай сигнал устройств, зафиксированных в радиусе 150 шагов от скамейки, в которую он был встроен. Благодаря этому устройству стало возможно определить число людей, которые проходили мимо, останавливались или возвращались к скамейкам. 

 Разработчикам казалось, что с новыми данными о том, как люди используют парки, пешеходные улицы и публичные площадки, у городских управлений появится возможность более эффективно разрабатывать проекты по улучшению и измерять успех уже выполненных задач, а также анализировать посещаемость событий. Это позволило бы понять, какие из них стоит проводить повторно, какие усовершенствовать и изменить, сократив издержки и оптимизируя поддержку этих мероприятий на основании полученных по разным площадкам данных. 

Прошло около девяти месяцев, и гипотеза была подтверждена с помощью вычислений системы Soofa. Она объединила около дюжины городов по всем Соединенным Штатам. В коллаборации со многими известными городскими агентствами, которые разрабатывают проекты для парков, были собрали данные для отчета, в котором анализируется активность пешеходов в зоне общественных пространств.

Стандартный отчет за месяц

Сбор данных ради сбора данных не помогает решить проблемы, с которыми сталкиваются города. По факту, это влечет за собой прямо противоположный эффект, так как требует много времени для анализа и дальнейших идей о том, что с этими данными делать. Поэтому цель программы - предоставить правительству готовый набор полученных показателей и инструментов, которые вполне применимы на практике и презентуются в виде удобных и наглядных графиков. Отчет начинается с обзора данных по всем локациям - скамейкам, которые установлены в зоне действия Soofa, с выделением активности пешеходов по каждой из них. Информация представлена в сравнительных таблицах. Такой график называется «обзор активности».

На представленном графике линии 1, 2 и 3 (желтые, голубые и зеленые диаграммы соответственно) – это отдельные скамейки со встроенным Soofa-сенсором. Число гаджетов в день определялось по количеству подключенным к беспроводному интернету устройств. Полученные по разным местам данные не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Так, несмотря на то, что в месте №2 в общем и целом дело обстоит оживленно, локация №3 привлекает больше людей по численности благодаря разнообразным событиям по будням и выходным. 

 Вооружившись этими достаточно простыми для понимания данными, Parks and Recreation Department, например, теперь могут соотнести высокие показатели, зарегистрированные в третьем месте, с тем, что происходит сейчас в парках. Кроме того, зная, что вторую локацию посещают наиболее регулярно из всех трех, можно детально продумать способы обслуживания каждого пространства. Это даст ответ на вопрос, можно и нужно ли менять способы содержания парков и количество сотрудников, достигнув таким образом оптимального уровня издержек. Такие действия приведут к экономии средств, не влияя при этом на качество обслуживания посетителей. 

 Не останавливаясь на одном примере, копнем глубже. Локация №3: здесь наблюдаются отдельные «вспышки» посещаемости. Попробуем выяснить, с чем они связаны, ориентируясь на данные, полученные с помощью дневного подробного графика:

Здесь иллюстрируется активность посетителей для каждого из мест каждый день в течение месяца. Желтым отмечены наиболее посещаемые дни, темно-голубым - наоборот, дни, когда гостей почти не было.

Если сопоставить данные двух отчетов - дневного и обзорного, можно увидеть те даты, когда был «подъем» посещаемости: они подсвечены желтым, зеленым и светло-голубым цветами на ежедневных графиках. 

 Заметим, что в среднем активность здесь выше, но общее число людей в будний день все еще намного ниже, чем посетителей в тот же будний день в локации №3. Эти данные часто используются для определения соответствий между посещаемостью в будние и выходные дни в разных местах. Благодаря этим расчетам городские агентства теперь имеют представление о том, насколько бывают загружены разные места, как их сравнить - в целом и по посещаемости в разные дни. Следующем уровнем анализа - более глубоким - становится почасовой отчет об активности. 

Почасовой отчет показывает активность в локации №3 29 октября 2016 года. Этот день был самым посещаемым за весь месяц - и не только в локации №3, а по всем представленным местам. Теперь можно посмотреть, во сколько посещаемость была максимальной, и как долго люди оставались в парках. График показывает, что было два «пика». Parks and Recreation Department уточнили, что происходило в эту дату. Оказалось, что в этот день проводили игры общей баскетбольной лиги. Эти данные показывают, что первая игра пришлась на поздний полдень, а вторая - на ранний вечер. 

 Ориентируясь на это, можно удобнее планировать уборку территории или управлять «вниманием масс» в будущем. Стало яснее, какие пространства пользуются большей популярностью, почему происходят «скачки» в посещаемости, когда людям удобнее посещать парки, и как можно соотносить общественные зоны друг с другом. Чтобы наиболее пристально посмотреть на общие, схематические представления о них, был разработан еще один уровень анализа.

Графики отражают общую усредненную аналитику по будням и выходным для локации №3 - баскетбольному корту, где проходят турниры. Можно увидеть, что для этого места наиболее популярным для посещения временем будет полдень и вечер. Это может объясняться тем, что этот корт располагается близко к школе и находится в развитом районе. Для сравнения возьмем локацию №1 - здесь показатели ниже. Предполагалось, что в этом месте будет особенно людно будет ранним утром за счет вышедших на утреннюю велопрогулку людей - это и отражает скачок на графике. Тем не менее, в ходе исследования выяснилось, что многие люди действительно выходят на улицу по утрам, чтобы пробежаться или взбодриться на зарядке. 

 Используя эти данные, можно разрабатывать действенные стратегии. Например, агентство может спросить: «как нам повысить посещаемость локации №3 в ранние часы по выходным?» или «может, нам стоит добавить какие-то удобства - например, тренировочную площадку около локации №1 - там же по утрам многие занимаются спортом». Эти резонные вопросы помогут в будущем более осознанно планировать общественные зоны, сократив издержки и расходы из-за непродуманной схемы. 

 Последний аспект стандартного отчета - это анализ потока посетителей. The Soofa генерирует карты, с помощью которых можно проследить наиболее популярные маршруты для пеших прогулок и увидеть, какие места больше всего посещают в пределах одного парка.

Цветной кружок на карте обозначает, что в этом месте установлен сенсор The Soofa. В наше время информация о дистанциях, которые преодолевают пешеходы, как никогда доступна для городских управленцев. Эта карта содержит в себе процентные соотношения людей, которых видели в тех или иных местах (отмечены цветными кружочками). Соединяющие два пина линии говорят о том, что кто-то побывал за один визит сразу в нескольких местах. Например, в случае с данной локацией, 17% всех посетителей прошли через две скамейки, расположенные в области оранжевого и зеленого кружков. Становится понятно, что маршрут, соединяющий эти места - самый популярный. Такой тип карт особенно подойдет для измерения деятельности в рамках масштабных проектов по улучшению парков. Собрав достаточную базу данных, городские власти могут анализировать и ясно представлять, каким образом удобное устройство общественных пространств могут повлиять на посещаемость. Альтернативный способ подсчитать поток посетителей - карта популярных мест.

Раскрашенные столбики репрезентируют разные скамейки в парке. Карта популярных мест работает так: среди всех людей, которые останавливались как минимум около двух лавочек в парке, график отображает те, которые попались им по пути первыми. При следовании этой логике, становится понятно, что скамейки, отмеченные оранжевым и зеленым столбцами, расположены в двух наиболее популярных зонах парка. 

 С городами и агентствами, которые уже «не новички» в сборе и анализе данных, Soofa делится необработанными показателями в виде CSV-файлов или API. Крупные организации - например, управление Оук-парка - время от времени используют данные Soofa в качестве ориентира. Данные по потокам пешеходов и использование этих моделей наряду с прогнозами погоды, маркетинговыми стратегиями и календарем городских событий позволяют наиболее оптимально выстраивать отношения с обществом, удовлетворяя его необходимые запросы и потребности.