ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Лубок, Масленица и «Бубновый валет»: Москва на картинах легендарных художников

Лубок, Масленица и «Бубновый валет»: Москва на картинах легендарных художников

Архивные фотографии служат документальным подтверждением тому, как менялась Москва. Пионеру цветной съемки Сергею Прокудину-Горскому удалось запечатлеть даже дореволюционный город – о нем и других фотографах читайте в нашем материале. Многие живописные работы, изображающие Москву, не претендуют на точность. Однако именно они через уникальную оптику передают дух первопрестольной. ParkSeason выбрал 5 художников, чьи картины могут изменить традиционное восприятие старой Москвы.

Московские дворики и Хамовники. 

Василий Поленов

Художник Василий Поленов родился в Петербурге и переехал в Москву по совету мецената Саввы Мамонтова, который посчитал, что новый город даст ему больше творческого самобытного материала. Так оно и получилось: свои самые известные работы Поленов написал именно в Москве. Он поселился в одном из арбатских переулков, и окна его съемной квартиры выходили на церковь Спаса на Песках. Ее художник изобразил на знаменитой картине «Московский дворик». Эта церковь до сих пор стоит в Спасопесковском переулке. С Арбата Поленов переехал в Хамовники: пейзажи окраин можно также узнать на некоторых полотнах. 

Поленовская Москва 19 века – это город яркий, радостный и отчасти мифический. Делая акцент на архитектуре и городских пространствах, художник создает впечатление безлюдных мест, которые, как миражи, грозят исчезнуть вместе с заходом солнца.

«Московский дворик», В. Поленов

«Московский дворик», В. Поленов

Источник

«Заросший пруд», В. Поленов

«Заросший пруд», В. Поленов

Источник

«На лодке. Абрамцево», В. Поленов

«На лодке. Абрамцево», В. Поленов

Источник

Цветные пейзажи. Константин Юон

Москва на картинах Константина Юона преображается до неузнаваемости, блестя и переливаясь, как витражное стекло. На большинстве пейзажей изображен зимний город. Яркие женские платки и юбки, черепица и лазоревое небо особенно выделяются на фоне белоснежных сугробов. На юоновских полотнах Москва всегда празднична. Одна из самых известных картин так и называется – «Праздничный день».

Интересно, что впоследствии художник стал свидетелем революционных событий, а затем и Великой Отечественной войны. Посвящая свои работы этим сюжетам, Юон рисует уже совершенно иной город. Благодаря этому историю Москвы конца 19 – начала 20 века можно изучать по его картинам.

Фрагмент картины «Праздничный день», К. Юон

Фрагмент картины «Праздничный день», К. Юон

Источник

«Весенний солнечный день», К. Юон

«Весенний солнечный день», К. Юон

Источник

«Взятие Кремля в Октябрьские дни», К. Юон

«Взятие Кремля в Октябрьские дни», К. Юон

Источник

Праздничный город. Борис Кустодиев

Несмотря на то что «Купчиха за чаем» считается одной из самых почитаемых работ Бориса Кустодиева, городские пейзажи художника вызывают особый интерес. Любимым сюжетом Кустодиева была Масленица. Примечательно, что живописец родился именно в масленичные дни. На его картинах запечатлены пышные гулянья москвичей, которые лихо катаются на санях и каруселях. Яркие краски передают ощущение вечного праздника, который должен длиться и длиться.

«Масленица (Масленичное катание)», Б. Кустодиев

«Масленица (Масленичное катание)», Б. Кустодиев

Источник

«Масленица», Б. Кустодиев

«Масленица», Б. Кустодиев

Источник

«Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади», Б. Кустодиев

«Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади», Б. Кустодиев

Источник

Лубок и сказка. Наталья Гончарова

Наталья Гончарова вместе с Михаилом Ларионовым, выставки которых сейчас проходят в Новой Третьяковке, стали основоположниками русского авангарда. Работы Гончаровой вдохновлены эстетикой русской иконописи и лубка. Преодолев влияние импрессионизма, художница создает свой уникальный стиль, близкий к примитивизму. Сказочно-лубочная Москва появляется на эскизах Гончаровой к балету Сергея Дягилева «Золотой петушок». Как впоследствии вспоминал Ларионов, «так называемый "русский стиль" гончаровского "Петушка" до нее никогда не существовал». Затем художница широкими мазками рисует московские улицы и даже Петровский парк.

Эскиз декораций к балету «Золотой петушок», Н. Гончарова

Эскиз декораций к балету «Золотой петушок», Н. Гончарова

Источник

«Московская улица», Н. Гончарова

«Московская улица», Н. Гончарова

Источник

«Весна. Петровский парк», Н. Гончарова

«Весна. Петровский парк», Н. Гончарова

Источник

Москва в калейдоскопе. Аристарх Лентулов

Художник Аристарх Лентулов вместе с Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым стал одним из основателей знаменитого объединения «Бубновый валет». Москва на картинах Лентулова пляшет и вертится, как в калейдоскопе. Даже старая русская архитектура предстает в совершенно другом свете благодаря творческим экспериментам авангардиста. Пестрые мерцающие здания и купола взлетают ввысь, забывая о законах физики. Лентулов создает немыслимое пространство города, которое символически отображает революцию в искусстве и приход нового времени.

«Звон (Колокольня Ивана Великого)», А. Лентулов

«Звон (Колокольня Ивана Великого)», А. Лентулов

Источник

«Плоть вещей», А. Лентулов

«Плоть вещей», А. Лентулов

Источник

«Небосвод (Декоративная Москва)», А. Лентулов

«Небосвод (Декоративная Москва)», А. Лентулов

Источник