Фото: пресс-служба «Гаража»
Текст: Ульяна Климова
Московская весна традиционно начинается с новых выставок в музее современного искусства «Гараж» в парке Горького: в этот раз посетителей приглашают познакомиться с творчеством Павла Пепперштейна (Пивоварова), поразмышлять над полярностью арт-мира 1960-х через ретроспективу пакистанского художника Рашида Араина и пофантазировать о том, каким может быть идеальный музей будущего. Редакция ParkSeason побывала на вернисаже и рассказывает, какие еще вопросы поднимают свежие экспозиции в столичном «Гараже».
Музей открыт с 11:00 до 22:00.
Билеты: от 150 до 300 рублей.
Содержание:
Выставка «Рашид Араин. Ретроспектива». 8 марта — 26 мая
Экспозиция Рашида Араина разместилась в 6 выставочных пространствах музея «Гараж». Сначала Араин зарекомендовал себя как художник: в музее можно увидеть его ранние работы, оформленные еще в Карачи (Пакистан), до переезда в Лондон. В 1964 году он перебирается в Англию и начинает профессионально обучаться искусству: среди принципов Араина — ориентация на советский конструктивизм (в частности, на первом этаже у входа можно заметить цветную конструкцию — «Оммаж Татлину») и доступность формулировок, через которые автор доносит до зрителей свои идеи.
К 1970-м годам Араин стал популярным и расширил диапазон творческих форматов: помимо теоретических работ, художник создает мультимедийные проекты, посвященные полярному состоянию арт-мира в Европе во второй половине XX века. В 1975 году во время одного из путешествий останавливается в Москве. Араин подчеркивает неравномерное положение художников из развитых стран и государств третьего мира: именно он в 1980-е годы запускает «Архивный и информационный центр визуальных искусств афро-азиатских народов», а в 1989 году курирует лондонскую выставку, главным мотивом которой стали работы авторов африканского, карибского и азиатского происхождения.
Большую роль кураторы «Гаража» отвели библиотечной части: в залах можно почитать главные работы Араина — отрывки из «Предварительных заметок к “Черному манифесту”» (1975–1976) и «Экоэстетики. Манифест для XXI века» (2008–2010). В дополнение к ретроспективе Рашида Араина в кафе музея появилось специальное меню: гости могут попробовать пакистанскую кухню — блюда из риса и мяса. Кроме того, в качестве трибьюта художнику в конце весны в парке Горького планируют устроить «Диско под парусом» на Пионерском пруду — в формате так и не осуществленной акции Араина, которая сочетает в себе интерпретацию геометрических форм и гимнастики.
Куратор выставки — Валентин Дьяконов, Ярослав Воловод и Ник Айкенс.
Одна из работ Рашида Араина
Павел Пепперштейн. «Человек как рамка для ландшафта»: 28 февраля — 2 июня
Крайне ироничная и более понятная московскому зрителю экспозиция Павла Пепперштейна открылась в «Гараже» неделю назад: по словам одного из кураторов музея Валентина Дьяконова, выставка «Человек как рамка для ландшафта» представляет собой ахронологическую цепочку «утроб», отображающих основные концептуальные направления Павла Пепперштейна как художника.
Большое значение уделили орнаментам — чуть ли не главенствующему мотиву во всех представленных артефактах. Из зала в зал переходят картины-комиксы о жизни мафии или графичные работы о возникновении Черного колобка как начала конца с важными риторическими вопросами: «входило ли в его состав печенье “Аэрофлотское”»? или «участвовали ли в его обработке перверсивные девочки?».
Оторванность контекста от смысла наиболее наглядно изображена в инсталляции в виде книжного шкафа: половина секций задрапирована тканью с паттерном-орнаментом, а другая половина заполнена несуществующими книгами, заголовки которых туманно напоминают о канонических философских трактатах. При этом сочетания и фразы построены таким образом, что стоит кому-то взяться за создание такого нарратива — он непременно напишется. Например, «Республика радости», «Эх, поселиться бы в Кремле», «Еще рождаются новые миры» и другие многозначные и перспективные в отношении смыслов заголовки.
Большое значение для Пепперштейна имеет американская политика, поп-культура и освоение космоса. Уникальными артефактами для музея «Гараж» стали детские рисунки и учебник художника, которые раньше никогда не выставлялись. Несколько залов занимают картины, прямо попадающие в название выставки — «Человек как рамка для ландшафта»: это серии мультиаллюзионных работ, рефлексирующие над историческими событиями, обстоятельствами и эпохами.
Посреди выставочного пространства в импровизированном гроте покоится Владимир Ленин со спутницей: говорят, что он — главный герой всей выставки. По словам Павла Пепперштейна, это «спящие боги, которые во сне творят миры. Вся окружающая нас реальность — побочный эффект их сновидений».
Куратор выставки — Екатерина Иноземцева.
Проект «Бюро переводов»: 7 марта — 15 мая
На первом этаже «Гаража» в пространстве «Лаб» запустился проект «Бюро переводов» — о том, как построена работа в музеях сейчас и о том, как она должна быть построена в идеальном будущем. Подвижная экспозиция, совмещающая разные форматы — от игр и перформансов до форумных диалогов — открылась к десятилетию образовательных программ музея, а кураторами выступили Ольга Диева и Ярослав Воловод. Свои размышления о том, какими должны быть музейные миссии, музейное сообщество и взаимоотношения с посетителями, представляют Линда Вигдорчик (Рига), Арсений Жиляев (Москва), Ольга Житлина (Санкт-Петербург), Каролине Ларсен (Копенгаген), Лера Лернер (Санкт-Петербург), Екатерина Муромцева (Москва), Кирилл Савченков (Москва), Анна Терешкина (Санкт-Петербург), а также арт-проекты microsillons (Женева) и Laagencia (Богота).
Перформанс на выставке «Бюро переводов»