«Уже в самом начале работ по созданию Сада Таро стало очевидным, что мне предстоит опасное путешествие, чреватое различными трудностями и препятствиями. Моя болезнь (ревматоидный артрит) ограничила меня в действиях: я с трудом передвигалась и работала руками. Но, несмотря на это, работа продолжалась. Ничто не могло остановить меня. Это было состояние одержимости. Я чувствовала, что создание этого Сада – моя судьба, с какими бы серьезными трудностями это ни было связано» (здесь и далее перевод Марины Паламарчук). Эти слова были написаны Ники де Сен-Фалль, французской художницей и скульптором, десятилетиями поражавший воображение европейской публики своими яркими, витальными, ни на что не похожими работами.
Главным творением Ники де Сен-Фалль стал Сад Таро, расположенный в Тоскане. Художница отдала его созданию 20 лет своей жизни. В Саду Таро или, как его еще называют в русском переводе «Саду игры в Таро» расположены 22 сюрреалистические фигуры, изображающие Старшие Арканы. Каждый из символов был переосмыслен художницей, творчески переработан и наделен индивидуальным смыслом. Позже Ники де Сен-Фалль рассказала о каждом из них в своей книге. Так, например, она пишет о трех Арканах, объединенных в одну композицию. «Великий Трикстер. Для меня эта карта символизирует Бога, создателя Вселенной. Это Он создал такую удивительную шутку, как наш парадоксальный мир. Это карта активного разума. Чистый свет, чистая энергия, Озорство и Творение. Верховная Жрица символизирует интуитивную фемининную силу. Женская Интуиция -- один из ключей к мудрости. Она представляет иррациональное Бессознательное со всем его потенциалом. Кто хочет объяснить природу вещей лишь путем логических построений и доводов, тот всегда остается на поверхности, так и не постигая глубины инстинктивного видения и воображения. Колесо Фортуны – очень старый символ Колеса Жизни. ЧТО ПОДНИМАЕТСЯ, ТО ДОЛЖНО ОПУСТИТЬСЯ. Однажды, гуляя по Саду, я воскликнула: ЭВРИКА! Я решила попросить Жана превратить Колесо Фортуны в фонтан. А вода должна вытекать из Верховной Жрицы!».
Центральной и самой большой фигурой сада стала Императрица. Внутри напоминающей сфинкса скульптуры располагалось жилое и рабочее помещение, в котором художница и ее сотрудники проводили немало времени в дни работы над Садом. Работа требовала полного погружения: «Как и во всех сказках перед обретением сокровищ, я, выбрав свой путь, встретилась с собственными драконами, колдунами, магами и ангелом Умеренности».
Стена, окружающая сад, выполнена из туфа. Ее монументальность и «маскулинность» (по выражению самой художницы) призваны обозначить четкую границу между миром фантазии и реальности, а также защитить внутреннюю хрупкость человека. Сад Таро был впервые открыт для посетителей в 1998 году и сразу стал настоящим местом притяжения.
Ники де Сен-Фалль скончалась от легочного заболевания в 2002 году, которое усугубила работа с токсичными красками, использованными в Саду. В настоящее время сад Таро (по желанию Ники де Сен-Фалль) управляется специально созданным для этой цели частным фондом (Fondazione Il Giardino dei Tarocchi).
Фото: пользователи Flickr Hans Jan Dürr, Jean-Pierre Dalbéra, Simone Ramella, Jesse Mason, Santo Severino, Valerio_D, halbwertzeit