Фото: Инна Ильинова
Текст: Ульяна Климова
На этой неделе в Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка Дениса Пила – мастера, стоящего у истоков съемок в глянце в 80-е годы. Название «Стоп-кадр. Модная фотография Дениса Пила» отсылает к ассоциациям с кинематографом, впрочем, небезосновательно. Сам фотограф, выступая с презентацией в честь запуска экспозиции в Москве, не раз подчеркивает свою ориентацию на процессы создания фильмов. Впервые он предложил идею визуально перенести принципы кинематографа на разворот модного журнала арт-директору французского Vogue в 1979 году, и тот одобрил его инициативу. Фотограф не только смотрит в объектив и щелкает затвором: он сам выбирает сюжет для съемок, попутно формируя сценарий.
«Однажды я снимал для американского Vogue: выбор локации пал на Марокко, поскольку мне хотелось запечатлеть контраст между европейскими и африканскими девушками. Я решил устроить съемки на улице, чтобы сюжет разворачивался сам по себе. Люди, которые проходили мимо, тоже могли стать частью фотографии – иногда это получается интересно, иногда не получается вовсе. Меня интересуют кинематографичные моменты, я стараюсь поймать их. Мне не нравится поза, статичные кадры, я ищу что-то реальное и живое. Но эта реальность должна содержать в себе вопрос и толчок к размышлениям и не должна быть законченной. Однажды на съемки сериала в замке Ховард мы привезли с собой павлина и устроили импровизированное соревнование между птицей и девушкой-моделью в нарядной одежде. Было интересно поставить вопрос: кто красивее на самом деле?»
В портфолио Дениса Пила вошли снимки многих известных супермоделей: среди тех, кто попал в его объектив, - Кристи Тарлингтон, Рейчел Уильямс, Лара Нашински, Ева Уоллен, Нэнси Донахью, Джиа Каранджи, Келли Леброк, Джоан Северанс, Йоанна Пакула, Ума Турман, Энди Макдауэлл, Голди Хоун, Настасья Кински, Шарлотта Рэмплинг, Джеймми Ли Кёртис.
«Энди Макдауэлл – сегодня уже мировая знаменитость – попала ко мне на съемки совсем молодой девушкой. Она скромная, и ей было довольно сложно раскрепоститься перед камерой. Но она доверилась мне, приняла мой сценарий, она была готова – как актриса – играть со мной»
Многие задают себе вопрос: должна ли модель быть актрисой, совмещать в себе искусство кино и фотографии? Не обошлось без размышлений на эту тему и на встрече с Денисом Пилом:
«Мне нравится работать с актрисами – он понимают и чувствую ход моих мыслей. Важно – ловить момент, то, что происходит вокруг тебя. Для того, чтобы модели было легче, я предлагаю ей целый гардероб на день для разных случаев. Она действует самостоятельно, а я жду момент. При этом я исхожу из сценария, который придумываю для съемки. Если я раздаю своим моделям роли, они благодарно реагируют. Такие истории получаются более осознанными, девушки видят цель, чувствуют, что им нужно изобразить».
Денис Пил был фэшн-фотографом с 79 по 90-е годы. Прошло почти тридцать лет, и процессы съемок сильно изменились. Чем же отличались подходы к иллюстрированию глянца сейчас и тогда?
«Когда съемка проходит успешно, выбрать 7-10 снимков для финальной публикации довольно сложно. В 80-е я снимал на пленку 35 миллиметров. В отличие от сегодняшнего времени, я не мог достоверно знать, в какой мере получилось то, что я задумал. Это создавало совершенно другие ощущения от съемки: не было возможности понять, если вдруг что-то идет не так, можно было только инстинктивно почувствовать».
После выступления Дениса Пила у сцены выстроилась очередь из молодых девушек, желающих познакомиться и сделать снимки с фотографом на память. Мы поинтересовались, что привело их на выставку и чего они ждут от посещения:
Лина, 27 лет:
Я тесно соприкасаюсь с миром моды, поэтому это культурное событие важно для меня в первую очередь как для профессионала. Еще я давно интересуюсь фэшн-фотографией как направлением, так что фигура Дениса Пила для меня – легенда. Было бы глупо такое пропускать.
Арина, 23 года:
Скажем прямо, Денис Пил – не самая популярная фигура современного мира моды. Тем не менее, вы сами заметили: сидел целый зал. На мой взгляд, аудиторию можно разделить в процентном соотношении 70% на 30%: большая часть людей собрались скорее из личного или профессионального интереса, но были и такие, кто просто проходил мимо, услышал иностранную речь и решил присоединиться к слушателям. В любом случае, такой интерес к происходящему в городе меня очень радует.