ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Ландшафтный архитектор Петр Лари: "Людям нужна точка пересборки"

Ландшафтный архитектор Петр Лари: "Людям нужна точка пересборки"


Член жюри фестиваля «Сады и люди», арт-директор ландшафтной студии L.BURO и куратор направления «ландшафтный дизайн» в Британской высшей школе дизайна Петр Лари рассказал о том, почему людям нужны сады и какими они станут в будущем. 

 Фестиваль «Сады и люди» задает тенденции в ландшафтном дизайне. В чем его секрет? 

Из мероприятия для профессионалов он вырос в событие для всех, кто интересуется миром ландшафта и в целом зелеными пространствами. Главная причина - в растущем интересе к качественной загородной жизни, ее обустройству. Но и в городе люди стремятся обустроить себе качественную среду. Фестиваль – одно из немногих событий, которое отвечает на эти запросы.

В этом году его тема «Бабье лето». Какие были ожидания от конкурсных работ? 

Были опасения, что конкурсанты покажут простую картину осенних красок – клены, бересклеты, кизильник. Но оказалось, тема очень живая и многогранная. Мне очень понравилось переосмысление бабьего лета как периода в жизни природы и человека, когда происходит та самая остановка в нашем постоянном жизненном беге. Переоценка того, что делаешь и куда двигаешься. Мне кажется, в этом году участникам удалось найти и необычные подходы к теме и задать новые смыслы. 

Как меняется сегодня восприятие сада - почему такой активный запрос на малоуходные сады? 

Значение сада капитально изменилось. Вот мы говорим слово «сад», а для многих оно до сих пор немножко имеет оттенок чего-то старого или супертрадиционного, с чем люди уже давно не ассоциируют собственное пространство. Если раньше участок покупали, чтобы выращивать урожай на нем, собирать коллекцию роз, находить отдушину в уходе за этим пространством, то сейчас человек приобретает ландшафт для перезагрузки. Запрос на малоуходность и зародился потому, что нужна точка пересборки себя. Люди хотят приезжать на этот участок и проводить там время с друзьями, с семьей, но так, чтобы это пространство не обременяло их все выходные трудом. 

А меняется озеленение в городе? 

Рост городов – неизбежный процесс. По прогнозам, к 2035 году в них будет проживать до 80% населения. Условия мегаполиса – шум, тяжелая энергетика, постоянный цейтнот – заставляют людей искать места, где можно освободиться от этого стресса, выключиться из городского ритма, сделать паузу. Городам такие пространства нужны как воздух. 

Столичные парки, скверы сменили фокус на более молодое поколение. Чтобы в парк приходили люди 20-40 лет, ему нужно обновиться: у этой аудитории уже другой дизайн-код, элементы соответствия их культуре. При этом он должен считываться без потери исторического контекста: что-то должно давать человеку понимание - это пространство сделано для него. В классических московских парках стали появляться зоны с современными скамейками, с какими-то QR-кодами, рассказывающими об истории парка, мобильными решениями, различными подсветками, аудиогидами и интерактивными экскурсиями. Кроме того, парки становятся пространством для выставок, лекций, фестивалей. Таким образом продлевается время использования этого паркового пространства. Московские парки стали хорошим драйвером и примером для изменения таких пространств и в других регионах. В Петербурге, например, парки постоянно освежают и переделывают в них основные направления, магистрали, они становятся более ухоженными, аккуратными. Пускай и не с московским масштабом


Если говорить об отдаленной перспективе, какими будут, на ваш взгляд, общественные зеленые пространства в будущем?

Прежде всего, технологичными. Подогреваемые скамейки, музыка, которая настраивается около человека под его плейлист в Яндекс-музыке. Но также изменятся подходы к работе с этими территориями. Должен стать более простым уход за ними - за счет использования роботизированных газонокосилок, систем мониторинга и т.п.

Пройдет 10-15 лет и все это станет реальностью. 


Фестиваль "Сады и люди" пройдет на ВДНХ с 11 по 20 августа. 

Фотографии: Михаил Щеглов