В минувшие выходные в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась новая выставка «Сады Серебряного века». Основной мотив экспозиции — реально существовавшие и воображаемые сады в артефактах рубежа XIX и XX веков. Редакция ParkSeason побывала на вернисаже и рассказывает, как устроена новая выставка.
Текст: Ульяна Климова
Фото: Дмитрий Щелоков/музей-заповедник «Царицыно»
Кто придумал выставку?
Куратором выставки «Сады Серебряного века» стал профессор РГГУ и автор проекта «Сады и время» Борис Соколов. Именно он провел экскурсию для первых гостей новой экспозиции и рассказал о самых интересных экспонатах. Художником стала Нана Абдрашитова, которая придумала и оформила выставочное пространство. Здесь собрано более 400 экспонатов из личных коллекций и запасов ключевых музеев, среди которых Музей-заповедник «Петергоф», Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, Музей истории Санкт-Петербурга, Театральный музей А. Бахрушина, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей имени А. Радищева, Новгородский музей-заповедник, музей-заповедник «Абрамцево» и другие культурные институции.
Выставка поделена на тематические залы, каждый из которых объединяет артефакты по принципу принадлежности к символической теме. Каждое звено выставки — глава одной большой книги. Прогулка по экспозиции начинается с «Сада символов», где собраны узорные ткани Александра Гауша, пейзаж Игоря Грабаря, цветы Александра Головина и Михаила Врубеля. В выставку включили графические работы, чертежи, садовые скульптуры и другие предметы интерьера.
Один из залов представляет собой воссозданный на основе «Теремка» Александра Головина интерьер 1903-го года: мебель для экспозиции привезли из Абрамцева и Талашкина (село в Смоленской области). Обстановку дополняют видеоматериалы и эскизы.
Большую часть экспозиции составляют коллекции живописи: в «Царицыне» можно полюбоваться работами С. Жуковского, Ф. Васильева, В. Серова, А. Бенуа, А. Остроумовой-Лебедевой и шведской художницы Э. Баклаунд, чья работа «Бабушкино платье» представлена московским зрителям. Здесь же представлен небольшой фильм, иллюстрирующий, как с живописью работал Виктор Борисов-Мусатов: мастер сначала делал фотографии на «Кодак», а потом дважды перерисовывал их на бумаге.
В зале «Старая усадьба» можно проследить историю императорского дворца в Ореанде в Крыму: во второй половине XIX века здание сгорело, а парковая территория со временем пришла в запустение. В этом зале гостям предлагают посмотреть снимки ветхого парка и прочитать стихи, посвященные размышлениям над этим упадком. Кроме того, большое место в общем мотиве экспозиции занимают проекты города-курорта Ласпи в Крыму, созданные Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, эскизы которого готовили братья Веснины. Отдельный зал посвящен судьбе крымской виллы Новый Кучук-Кой.
В пространстве «Сады на сцене» собраны работы, посвященные роли пейзажа в русском театре и балете, включая картины и эскизы Бенуа.
«Человек в саду» — история о том, какой была жизнь в городских садах Москвы и Петербурга, а также на дачных верандах и в дворянских гнездах. В эту коллекцию вошли афиши событий, иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева, одежда для прогулок и занятий спортом. Значительную часть тематических картин можно увидеть в зале «От сада к пейзажу»: здесь собраны работы Кузьмы Петрова-Водкина, Натана Альтмана, Давида Бурлюка и Натальи Гончаровой.
Выставка «Сады Серебряного века» открыта в Хлебном доме до 27 августа. Посмотреть коллекцию можно ежедневно (кроме понедельника) с 11:00 до 18:00 в будни, до 20:00 в субботу и до 19:00 в воскресенье. Билеты стоят в среднем 350 рублей.