ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Тематические парки в Санкт-Петербурге: чье это будущее и как оно изменит город?

Тематические парки в Санкт-Петербурге: чье это будущее и как оно изменит город?

3 апреля Смольный провел совет по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга. На встрече обсудили концепцию сети тематических парков: даты реализации еще не обозначены, но уже сейчас город объявил о поиске инвесторов. Команда проекта предлагает построить в Петербурге 7 площадок, среди которых парк аттракционов, развлекательно-образовательный  и интерактивный научно-технический парк, развлекательно-исторический парк, фестиваль (шоу) парк, этно-ремесленный и экстремальный парк. 

За идею отвечает McKinsey — компания по управленческому консалтингу. Презентацию проекта на совете провели старший партнер Ермолай Солженицын и председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк. На совете присутствовал губернатор города Георгий Полтавченко.

Новая сеть парков

Большое значение для реализации такой концепции имеют земельные участки под будущие площадки: они должны занимать не меньше половины гектара и принадлежать городу. В дальнейшем такие парки должны решать две главные задачи: стать местом развлечения местных жителей и туристов, а также повысить инвестиционную привлекательность Петербурга. Потенциальная география будущего проекта уже определена: парки планируют разместить рядом с Долгим озером, Волхонским и Московским шоссе, в Красном селе, Колпине, Мурзинке и на улице Хлопина. 

Комитет по инвестициям представил порталу ParkSeason статистику: по прогнозам, быстрее всего окупятся развлекательно-образовательный парк для детей и парк аттракционов. На исторический парк с азиатской тематикой закладывают 10 лет, экстремальный — 9 лет. Самым посещаемым должен стать парк аттракционов (полтора миллиона визитов), на наименьшее количество гостей рассчитывает этно-ремесленный парк (130 тысяч). Для сравнения: по сообщениям пресс-служб, за последний год тематические заповедники в Гатчине приняли 290 000 человек, а в Петергофе — почти 5, 5 миллионов. 

На чьи деньги?

Сейчас город находится в активном поиске инвестора, который бы присоединился к проекту. По словам Ирины Бабюк, комитет рассматривает несколько вариантов сотрудничества: открытие компании, где 100% Уставного капитала будет принадлежать городу, концессию или алгоритм государственного-частного партнерства. Как рассказали ParkSeason в юридической фирме «Тиллинг Петерс», в первом случае администрация проведет конкурс на выбор подрядчика, который построит парки. По второй схеме с частным лицом заключат договор, при котором оно получает доход от эксплуатации площадки, но основные права и контроль сохраняет город. 

Кроме того, на условиях анонимности редакция поговорила еще с одной фирмой, отвечающей за сопровождение инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Сотрудники рассказали, что при первом сценарии строительства деньги от проекта будут переходить городу. В дальнейшем проекты можно продать дороже, однако вероятность найти покупателя — не гарантированная. Во втором случае проект рискует не найти инвестора. Самым оптимальным представляется третий вариант: так, актив останется в собственности у города, а деньги на его строительство и обслуживание не тратятся. Тем не менее и здесь стоит учитывать риски. 

Недавно по подобной схеме строили «Зенит Арену»: то есть, сначала город возвел стадион на бюджетные деньги, а дальше для модернизации и эксплуатации привлек частных подрядчиков по концессионному соглашению. Комитет и McKinsey представили несколько инвестиционных параметров: в лучшем случае они планируют привлечь 10,8 миллиардов, в худшем — 7, 5 миллиардов.

Какими будут новые парки?

По плану в сеть войдут 7 круглогодично работающих комплексов. В крытом парке аттракционов установят 24 карусели. Развлекательно-образовательный комплекс предназначен для детей от 1 до 12 лет: здесь оборудуют 14 секций. В интерактивном научно-техническом парке площадью 15 000 м² появятся стенды и экспозиции, где можно будет посмотреть достижения науки и техники. Парк в азиатском стиле сможет вмещать до 5 тысяч посетителей в день: здесь планируют проводить мастер-классы и концерты, а также открыть тематический фудкорт. Крытый шоу-парк станет площадкой для фестивалей и масштабных опен-эйров, где на 7 500 м² откроют ресторанный комплекс и оборудуют профессиональную акустическую систему. Этно-ремесленный парк займет 1 500 м²: здесь появятся студии декоративно-прикладного творчества и мастерские. В экстремальном парке оборудуют 5-10 спортплощадок, батутную зону, аэротрубу, скалодром и веревочный парк. 

Как тематические парки изменят город?

В Москве тематические парки пользуются большим спросом: как рассказали ParkSeason в пресс-службе семейного парка Skazka, за год площадка приняла 357 703 гостей. Парк-усадьба «Воронцово» с сохранившимся историческим ансамблем увеличил показатели до 330 тысяч человек в месяц. По прогнозам, появление новой тематической сети в Петербурге увеличит приток гостей и положительно скажется на досуге местных жителей. 

Редакция ParkSeason пообщалась с председателем петербургского Комитета по туризму Андреем Мушкаревым: по его замечаниям, особенно популярными такие площадки станут для туристов из Финляндии и Швеции, поскольку в этих странах подобных парков нет. Даже сейчас они часто приезжают в город только для того, чтобы прокатиться на горках в «Диво-острове». По мнению Андрея Мушкарева, тематические парки вряд ли станут большим поводом для притока российских туристов, поскольку некие клише и традиции все еще играют значительную роль: большинство людей считает, что в Петербург стоит ехать только в июне на белые ночи. Кроме того, город остается направлением для культурно-познавательного и продуктивного туризма. 

В последнее время активно развивается деловое русло: в Петербург приезжают на выставки и конгрессы. В командировках люди тратят в 2-3 раза больше, чем во время обычных поездок. Популярным становится и событийный туризм: Фестиваль света на Дворцовой площади посещает более миллиона человек, причем гостиницы в ноябре 2017 года (месяц, когда проводится событие) были забронированы на 96%. Для привлечения новых гостей строятся новые пространства: например, «Лахта-центр», где планируют открыть креативный центр, выставочный комплекс, яхт-клуб, парк и смотровую площадку. Семейных парков в Петербурге действительно мало, так что проект в любом случае будет интересен. Тем не менее, по прогнозам Комитета, это вряд ли привлечет больше, чем 1,5-2% новых туристов.