ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Как восстанавливают дореволюционные вывески в Москве (и не только)

Как восстанавливают дореволюционные вывески в Москве (и не только)

Во время прогулки по московской Пречистенке — еще в 2017 году — редакция ParkSeason не смогла пройти мимо странных, едва проглядывающих букв на фасаде одного из домов. Вокруг — почта и строительные леса.

Участники Фейсбук-группы «Хамовники. Соседи» рассказали, что на фасаде восстанавливают доисторическую вывеску, причем на личные, а не государственные деньги. В августе 2017 года на фасаде появилась надпись времен НЭПа «Артель Хлебопек Булочная». Кто этим занимается?

Содержание:

Чья это задача?

Во время московских преображений и благоустройства ремонтные работы часто сопровождаются необычными находками: под слоем облицовки, плитки и штукатурки строители обнаруживают остатки дореволюционных и советских вывесок, «брендированных» фабричным клеймом кирпичей, дверных ручек, подоконников и других «архивных» следов.

Финансовые вопросы не входят в компетенцию Департамента культурного наследия и Департамента капитального ремонта. Единой политики в этом вопросе нет: например, во время строительства парка «Зарядье» все ископаемые решили собрать в музей, а при благоустройстве Биржевой площади — у того же Кремля — просьбы общественности и профессионального сообщества, которые добивались музеефикации найденных под землей артефактов XII–XVIII веков, остались без ответа. 

Тем не менее Москве повезло: благодаря стараниям энтузиастов некоторые находки получают заслуженную долю внимания. Одно из сообществ, которое помогает восстанавливать такие объекты, — «Вспомнить все». «Официально» в команде всего два человека — Наталья Тарнавская и Петр Шутов, которые собрали вокруг себя целый «штат» профессиональных реставраторов и историков и называют друг друга «трудкоммуной». 

Двое в Трудкоммуне

Наталья Тарнавская — бизнесмен, владеющий компаниями по производству канцтоваров и нижнего белья в Москве и Ростове-на-Дону. Как она рассказала в интервью The Village, первый проект реставрации они со знакомыми «запустили» случайно. В 2012 году — во время ремонта фасада дома №22 — по Малой Бронной мимо проходил местный житель-архитектор Павел Эйлер, который разглядел необычные буквы за слоем штукатурки и связался с краеведом Александром Можаевым — посоветоваться. Машина информационного шума была запущена: группе энтузиастов удалось договориться и с собственниками здания, и с рабочими: рядом с вывеской просто установили строительные леса и начали процесс реставрации. В итоге над действующей аптекой появилась дореволюционная вывеска аж 1914-го года. Деньги на работу собрали быстро, а сам проект получил большую информационную поддержку. Энтузиасты решили, что нужно продолжать. 

В 2016 и в 2017 годах Тарнавская консультировала КБ Стрелка по поводу исторических находок, а в прошлом году была отмечена спецпремией «Московская реставрация» за развитие добровольческих инициатив в сфере сохранения объектов культурного наследия. 

Пётр Шутов — московский архитектор-реставратор, который в 2015 году первым обнаружил вывеску «Артель хлебопеков» на Пречистенке и решил вплотную заняться восстановлением достопримечательности. Именно в этих обстоятельствах он познакомился с Натальей Тарнавской и Александром Можаевым.

Кто присылает деньги на восстановление вывесок?

Сейчас на счету проекта «Вспомнить все» около десяти восстановленных деталей — от вывесок до канализационных люков и адресных табличек. Деньги на эту работу собирают донейшнами — то есть, добровольными пожертвованиями. Главные из проектов — фасадные дореволюционные вывески в Кривоколенном переулке в районе Мясницкой, на Малой Бронной улице, на Пречистенке и Покровке, а также в Староконюшенном и Костянском переулках. Реставраторы изучали цвет и шрифты, восстанавливали исторические текстуры и материалы. В среднем на каждую вывеску уходит до 500 000 рублей. 

При появлении нового проекта Наталья Тарнавская пишет пост в Фейсбуке — на своей личной странице и в группе проекта. Суммы присылают разные: так, однажды на счет перевели 1 копейку с сообщением нецензурного содержания, а Артемий Лебедев жертвует деньги на каждую реставрацию. «Я помогаю ребятам каждый раз, потому что мне дороги детали прошлого, и потому что я люблю Москву. Приглашаю и вас принять участие» — пишет дизайнер в своем Телеграм-канале с аудиторией в 250 000 человек. Во время восстановления вывески над булочной на Покровке один человек принес конверт со 100 тысячами рублей, которые покрыли половину расходов на реставрацию. 

«К нам подошел средних лет человек, выглядящий как бандит из 90-х годов — кожаный плащ, кожаная шляпа — и сказал: «А что, если я дам вам 100 тысяч?» Спустя какое-то время, я ему позвонила. Говорю: «Вы серьезно?» «Подъезжайте!» — ответил он. И реально дал конверт со 100 тысячами, совершенно ничего не попросив взамен» — рассказывает Тарнавская в интервью «Мосленте».

В честь завершения реставрационных работ команда «Вспомнить все» обычно устраивает «тротуарную вечеринку». Здесь проходит торжественное открытие вывесок, общая фотосессия и праздничное распитие вина: на этих собраниях бывает много журналистов, краеведов и энтузиастов из местных жителей. Тарнавская замечает, что со многими из жильцов и бывают основные проблемы, а Департамент культурного наследия (хоть и не помогает деньгами) поддерживает проект тем, что максимально быстро решает вопросы с бумажным оформлением реставрации.

«Вспомнить все» в регионах

В прошлом году проект впервые масштабировался на соседние регионы: в Туле восстановили исторические фасады Новых торговых рядов. Интересно, что в отдельно взятом городе сформировалась своя команда по спасению таких ценностей: в нее вошли директор типографии Михаил Тенцер и два сотрудника Тульского историко-архитектурного музея — Мария Воронцова и Никита Бурлаков. 

«Мы пришли сфотографировать вывески для музейного архива. Строители от Минобороны спросили, можем ли мы помочь сохранить надписи. Директор нашего музея Лилия Кашенцева рассказала, что читала о ребятах, которые занимаются реставрацией рукописных вывесок. Так мы нашли Наталью Тарнавскую. Я написала ей на почту: она ответила минут через пять, объяснила, что надо делать. Мы (к моему величайшему удивлению) очень быстро получили разрешение от Минобороны, и через несколько дней художник и реставратор Екатерина Дмитриева приехала в Тулу, чтобы взять пробы для химанализа и составить смету. 

Когда мы собрали деньги на оплату материалов и проживание двух человек, специалисты приступили к работе. После этого проекта в Туле образовался круг единомышленников: сейчас мы спасаем от сноса последнюю водоразборную будку 1893 года и собираем средства на перенос во двор Краеведческого музея» — рассказала редакции ParkSeason Мария Воронцова. 

Михаил Тенцер добавляет: «Я организовывал сбор средств: всего мы получили 435 000 рублей, причем пожертвования были самые разные — от 10 рублей до 50 000 рублей. В среднем, туляки переводили по 3000 рублей»

Как отреставрированные вывески меняют здание?

В основном, никак. В здании почты, где обнаружили и восстановили вывеску «Артель Хлебопеков», под надписями «Стрелецкая пекарня» и «Булочная ОТД.М.Г.К.И.О» не открылись булочные. Под вывеской конторы инженера Семена Фалькевича в Кривоколенном переулке — рестораны и магазины. Булочная на Покровке работала до последнего, но несколько лет назад на этом месте открылся ресторан (вывеска сохранена). Время и перемены выдержала только «Аптека» на Малой Бронной, которая открыта здесь уже более 100 лет. Впрочем, насколько полное соответствие названия и содержания лучше, чем бережно сохраненная эклектика, — еще неизвестно. 

Места