Фото: кадр из фильма «Переступить черту»
Текст: Алина Поплавская
«Богемская рапсодия» — главная мировая кинопремьера этой недели. Драма о творчестве группы Queen и жизни ее участников уже начинает покорять кинотеатры.
ParkSeason составил подборку достойных фильмов о музыкантах: от эпического полотна о гении Моцарта до картины последних дней жизни Курта Кобейна.
«Амадей», реж. Милош Форман
Режиссер Милош Форман, подаривший миру фильмы «Пролетая над гнездом кукушки», «Народ против Ларри Флинта» и другие запоминающиеся картины, в 1984 году создал, пожалуй, лучшее свое кинематографическое произведение: драму «Амадей» о жизни и творчестве великого Вольфганга Амадея Моцарта. «Амадей» — вольная интерпретация одноименной пьесы, действие которой происходит от лица закадычного «друга» композитора Антонио Сальери.
Фильм начинается с попадания Сальери в дом для душевнобольных, где он исповедуется перед молодым священником и рассказывает о своей страстной зависти дарованию уже ушедшего Амадея Моцарта. Создатели картины показывают зрителю характер композитора, который был далек от идеала: грубый и насмешливый Моцарт не нравился практически никому при королевском дворе. Сальери делал все, что было в его силах, чтобы еще больше очернить репутацию Амадея и в будущем присвоить себе его произведения. «Амадей» снискал любовь как зрителей, так и критиков: он завоевал восемь золотых статуэток Оскара, в том числе за лучший фильм, режиссуру и главную мужскую роль.
Кадр из фильма «Амадей»
«Блеск», реж. Скотт Хикс
Жизнь гениального австралийского пианиста Дэвида Хельфготта предстает перед аудиторией от самых ранних лет до уже взрослого человека, пришедшего к славе. Музыканта сыграли три разных человека, а за исполнение роли зрелого пианиста актер Джеффри Раш победил в гонке за Оскар в 1997 году.
Перед зрителем предстает картина детства Дэвида, которое тот провел под запретами, установленными его деспотичным отцом: ему было отказано в поездке в Америку для обучения в престижной музыкальной школе после победы на австралийском конкурсе. Инфантильный характер музыканта не позволяет ему отстаивать свои желания, пока тот не уезжает из родительского дома. Путь к славе через огромные трудности — главная тема фильма. Интересно, что сестра еще живущего Дэвида Хельфготта была недовольна картиной, которая изображала их отца деспотом и тираном.
Кадр из фильма «Блеск»
«Рэй», реж. Тэйлор Хэкфорд
Рэй Чарльз — один из самых знаменитых и почитаемых среди ценителей музыки исполнитель XX века. Естественно, что о такой фигуре должен был быть непременно снят байопик, и фильм «Рэй» вышел на экраны в 2004 году. Режиссер Тэйлор Хэкфорд («Адвокат дьявола») приобрел права на экранизацию автобиографии Рэя Чарльза еще в 1987 году, но студию и финансирование смог найти только в 2000-е.
Фильм охватывает период жизни Рэя Чарльза с 1930 по 1966 год: маленький мальчик на экране рано теряет зрение и начинает учиться жить заново, а заодно впервые садится за старое пианино. Он превращается в живую легенду, которого обожала публика и женщины. Как и в большинстве качественных байопиков, создатели не замалчивают проблемы Рэя Чарльза: его пристрастие к алкоголю и наркотикам, из-за которых он какое-то время провел в тюрьме.
Джейми Фокс, сыгравший музыканта, специально носил линзы, которые делали его практически слепым на съемочной площадке. Также он лично сыграл все композиции, которые появляются в картине. В конце фильма снялся сам Рэй Чарльз, который дожил до производства ленты, правда, так и не дождался мировой премьеры.
Кадр из фильма «Рэй»
«Переступить черту», реж. Джеймс Мэнголд
Главные герои байопика «Переступить черту» в исполнении Хоакина Феникса и Риз Уизерспун — певцы кантри Джонни Кэш и его вторая жена Джун Картер, которую он безответно любил 10 лет. Жизнь и творчество музыканта смешиваются в единый сюжет фильма: записи альбомов, поиски себя, свадьба с Джун и пристрастие к вредным привычкам, которые чуть не сгубили будущее Джонни. Сюжет затрагивает и самые успешные, по признанию многих, годы Кэша: после свадьбы с Джун он записал знаменитый альбом At Folsom Prison и провел концерт в американской тюрьме.
Актеры сами исполняли все произведения и смогли завоевать высшие награда Золотого глобуса за «главные роли в комедии или мюзикле».
Кадр из фильма «Переступить черту»
«Последние дни», реж. Гас Ван Сет
Драма «Последние дни» расскажет историю музыканта Блейка, внешне очень похожего на Курта Кобейна. Это заключительная часть «трилогии о смерти» независимого режиссера Гаса Вон Сета. Герой уединяется в одиночестве в домике посреди леса, где его все равно пытаются найти друзья, бывшие подружки и даже детективы. Зритель видит медленный распад музыканта и лишь небольшую духовную вспышку в маленькой музыкальной студии перед гибелью. Он остается один посреди своих инструментов, и некогда близкие люди бросают его.
Фильм не заявлен как биография Курта Кобейна, но режиссер говорил о том, что он вдохновлялся последними днями солиста «Нирваны» и привнес многое из его образа в характер главного героя картины.
Кадр из фильма «Последние дни»