Фото: кадр из фильма «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла
Текст: Диана Багатурия
«Человек на Луне» — маленький шаг для Голливуда и огромный скачок для создателя «Ла-Ла Ленда»
В прокат выходит «Человек на Луне» – новый фильм Дэмьена Шазелла, автора «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда». Режиссер обратился к не типичной для Голливуда космической теме. Тем не менее в картине космос существует скорее в виде идеи, которая движет не только Нилом Армстронгом, первым ступившим на Луну, но и командой вдохновленных инженеров НАСА. ParkSeason рассказывает о фильме, почти лишенном героики, зато изобилующем личными переживаниями и историями обычных людей.
Одержимый инженер Нил Армстронг (Райан Гослинг) всматривается в телескоп посреди темной улицы небольшого поселения для семей космонавтов. На иссиня-черном небе Атланты сверкает полная Луна. Его одиночество нарушает приятель, которого Нил с обеспокоенным видом осаждает вопросом: «Неужели ты думаешь, что я пришел сюда, чтобы с кем-то поговорить?» Кажется, что и на Луну Нил полетит, чтобы оказаться в полной тишине – космонавт тяжело переживает смерть своей дочери, и только бесконечная необъяснимая пустота может сравниться с чувствами Нила после утраты близкого человека.
Кадр из фильма «Человек на Луне»
Вопреки всем ожиданиям «Человек на Луне» не рассказывает о подвиге Нила Армстронга – в первую очередь это личная история трудолюбивого талантливого инженера и довольно посредственного пилота, который совсем не похож на национального героя. Нил застенчив и сосредоточен, но его усердие и способность быстро и спокойно реагировать в экстренных ситуациях позволяют ему стать капитаном космического корабля «Аполлон-11». Этому легендарному полету предшествовали и остальные – многие их участники трагически погибли во время миссии. Память об их вкладе в общее дело хранит как Армстронг, который не считает себя избранным, так и Шазелл: он увидел в экспериментальной кампании НАСА коллективную работу множества людей, продолжающих с горящими глазами заниматься делом, которое остальному миру кажется избыточным и инфантильным.
Кадр из фильма «Человек на Луне»
Джанет, жена Нила, за роль которой Клэр Фой пророчат «Оскар», как-то бросает в разговоре, что похороны стали для их семьи обычной рутиной. Жены и дети каждого космонавта, которых запускали в скудно оборудованных, разваливающихся кораблях, рисковали в следующий раз не увидеть своих мужей и отцов. Сложное состояние, совмещающее тревогу за родных, чувство ответственности за успех общей миссии и романтическую одержимость космосом, Шазелл позволяет ощутить каждому зрителю: многие сцены снимались прямо из кабины пилота, воссозданной до мельчайших деталей без дополнительной компьютерной графики. Единственный прием, достигнутый, впрочем, обычной камерой, – густое пленочное зерно, которое сглаживает контраст и насыщает кадр энергией сильного индивидуального переживания.
Кадр из фильма «Человек на Луне»
Камера, за которой стоит верный соратник Шазелла Линус Сандгрен, дрожит и колеблется, будто имитируя сотрясание космического корабля во время запуска. Она не стремится ухватить статичный кадр, создающий иллюзию уверенности и обладания точным знанием. Мотив перемены ракурса, который пронизывает весь фильм, задается Армстронгом в начале. Отвечая на собеседовании в НАСА на вопрос, зачем летать в космос, Нил говорит: вещи меняются в зависимости от ракурса взгляда. Уже потом космонавт, наблюдая за маленькой Землей с ее спутника, как некогда за самой Луной, осознает значимость ранее высказанной максимы. Миссия, в которую никто не верил и которая стоила стольких жизней, становится не только огромным шагом для человечества, но и личной терапией для Нила, показавшей ему иную перспективу и способ преодоления глубокой, как лунный кратер, травмы.
Кадр из фильма «Человек на Луне»