foto

Какая судьба ждет кинотеатр «Художественный»: Мэри Назари

Директор сети кинотеатров «Пионер» Мэри Назари — о том, как в «Художественый» станет не стыдно привезти Тарантино, а также о крышах для летних кинотеатров и различиях публики «Сокольников» и Парка Горького.

Немного истории: в начале 2014 года было объявлено, что старейший кинотеатр столицы, «Художественный» на «Арбатской», видевший еще премьеру «Броненосца “Потемкин”», наконец, закрывается для масштабной реконструкции. Проект подготовило архитектурное бюро Wowhaus, ответственное за вид кинотеатров сети «Пионер» (одного отреставрированного, на Кутузовском проспекте, и двух новых, летних, в «Сокольниках» и Парке Горького). Отремонтированный «Художественный» планировали открыть уже в 2016-м. Однако в ходе работ между заказчиками и исполнителями произошел конфликт, в результате чего строители покинули кинотеатр задолго до финиша. 1 декабря 2016-го после почти года раздумий и переговоров городские власти отдали «Художественный» в управление владельцу все того же «Пионера» Александру Мамуту на условиях, что он закончит реставрацию за свой счет (работы обойдутся приблизительно в миллиард рублей), а взамен получит тридцать лет льготной аренды кинотеатра. 

ParkSeason встретился с директором сети «Пионер» Мэри Назари, чтобы узнать, что будет с «Художественным», станет ли он новым «Пионером», а заодно — продолжится ли экспансия летних кинотеатров в столичных парках.


С 1 декабря, когда вы получили в управление кинотеатр «Художественный», стало понятнее, в каком он состоянии? Что с историческими интерьерами? 


Пока что прошло недостаточно времени, чтобы сделать полное обследование — на это потребуется по меньшей мере пара месяцев, — но могу сказать, что там полные руины. Самое страшное — это дыры в потолке. После того, как здесь остановили ремонт, здание даже профессионально не законсервировали. 


Если нет экспертизы, то откуда берутся сроки? Александр Мамут обещает открыть восстановленный кинотеатр через 18 месяцев. 


Ожидается, что строительные работы займут от полутора до двух лет, но мы, конечно, будем стараться открыться раньше. 





При реставрации вы будете ориентироваться на тот же проект архитектурного бюро Wowhaus, с которого все началось три года назад? 


Знаете, мы посмотрим! Надо понимать, что проект был сделан в 2013 году. С тех пор какие-то вещи все-таки изменились: подходы к вентиляции, к другим техническим вопросам. Плюс у нас есть своя концепция для этого кинотеатра. Но, конечно, в основе останется проект бюро Wowhaus с «возвращением к Шехтелю» (проект отсылает к архитектурным решениям Федора Шехтеля 1912-1913 гг. — Прим. ParkSeason). 


Можно чуть подробнее о концепции? 


В каждой европейской столице есть свой главный кинотеатр для премьер. Абстрактно говоря, куда хотел бы приехать Тарантино представить свой новый фильм. В Москве… 


...в какой-то мере эту функцию выполняет «Октябрь». 


Верно. Потому что он большой и хорошо расположен. Но такому городу, как Москва, нужен старинный премьерный кинотеатр.


Попробуете совместить в «Художественном» старое и новое? 


Есть разные подходы. Есть пример Храма Христа Спасителя, когда объект был воссоздан с нуля. Есть история с реставрацией Большого театра. А есть совсем другой подход, который в России, на мой взгляд, не так распространен. Это то, как в Венеции отреставрировали Палаццо Грасси, где сейчас проходят выставки современного искусства. Они не испугались сделать часть его абсолютно новой: где кафе, туалеты, лифты, — и оставили старую часть, с атриумом, лестницами, потрясающими резными потолками. Я не знаю, как выразить это словами: это высший класс, это чудесная история. Ты не в антикварной лавке, где тебе предлагают фейк. Есть современные удобства, к которым ты уже привык, и в то же время — эти расписные потолки потрясающие. Я вижу для «Художественного» подобную модель, и об этом мы говорим с архитекторами. 


В «Художественном» до закрытия все строилось вокруг одного огромного зала. Была еще пара, но совсем крохотных, неудобных. В современных условиях это, мягко говоря, не самая коммерчески успешная модель. 


Да, это сложно. Но тут тонкость в том, что этот зал — исторический. Мы конечно же его сохраним таким, каким он был, двухъярусным, на 500-600 мест, с большим экраном, и даже оркестровую яму попробуем восстановить, хоть и не планируем использовать. В придачу мы сделаем несколько маленьких залов, но более удобных, чем были раньше.


Александр Мамут высказался, что команда «Пионера» дошла до «глубокого понимания того, как должен быть организован идеальный кинопоказ». Репертуарная политика «Художественного» будет той же, что и в «Пионере»? 


Было бы странно, если бы я сказала «Да», потому что репертуарная политика кинотеатра определяется множеством факторов: от интерьеров здания до расстояния от метро. «Художественный» во многом не будет похож на «Пионер». Ну то есть он будет так же качественно сделан, с уважением к зрителю, с вкусным кофе, с чистыми туалетами и вообще чистотой. Не хочется банальностей про вешалку, с которой начинается театр, но это на самом деле так. Что объединяет все наши кинотеатры — это атмосфера. Нам хочется, чтобы зритель чувствовал, что ему рады. Книжную лавку, конечно, хочется в «Художественном» сделать… И все-таки, в отличие от «Пионера», «Художественный» — это большой кинотеатр, который находится на пересечении всех возможных троп и магистралей. А еще мне надо думать о том, чтобы не произошло то, что называется канибализацией бизнеса: чтобы один кинотеатр не пожрал публику другого. «Пионер» очень дорог моему сердцу, и мне не хотелось бы, чтобы после открытия «Художественного» он был заброшен. Впрочем, в этом смысле я тоже кое-что придумала. 


«Художественный» будет ориентирован на более массовую аудиторию? 


Конечно. 


С меньшим, чем в «Пионере», упором на субтитры? 


Не факт. Вот, например, у нас есть летние кинотеатры в Парке Горького и «Сокольниках», и при том, что оба — «Пионеры», они — разные. В «Сокольниках» публика, например, очень полюбила субтитры. А в Парке Горького мы начали с субтитров, но потом поняли, что не пошло, и теперь там — только дубляж. Хотя в целом репертуар двух площадок похожий. Странная вещь, да?


Должен признаться, пользуясь случаем: я не люблю летние кинотеатры. Это посторонние звуки во время просмотра, плюс в Москве еще и непредсказуемая погода: либо сеанс отменится за полчаса из-за того, что хлынуло, либо дождь польет, когда уже сел смотреть фильм, то ветер поднимется, то температура на десять градусов упадет за сеанс. 


Не могу сказать, что разделяю вашу нелюбовь, но понимаю ее очень хорошо. А еще это ад, потому что в Москве очень короткие ночи, и они считай что белые… 


...и качество картинки страдает. 


Да. Чем ближе 21 июня, мы начинаем показы все позже и позже. Приходится делать только два сеанса в день, а начинать еще в сумерках. Но для парка летний кинотеатр — это хороший драйвер, потому что продлевает его активные часы до очень позднего времени. Его жизнь не прекращается после восьми вечера, когда остаются какие-то отдельные целующиеся на лавочках, а происходит до полуночи, до часу. 


Разобрались, зачем это нужно парку. А зачем это нужно вам? 


Потому что мы там каждый день продаем на пятьсот билетов больше, чем в «Пионере» на Кутузовском (притом что тот — в три раза успешнее среднего кинотеатра). Слава Богу, в Москве бывают очень жаркие дни без дождя, когда начинается маета: люди ходят-ходят по парку, домой возвращаться вроде как еще рано, и они покупают какую-то еду, садятся на лавочках в «Пионере» и смотрят кино. В жаркие дни у нас не хватает мест на всех желающих.


А почему не сделать крышу или навес? Зачем весь этот стресс с погодой? 


Мы думали об этом. Дело в том, что в Москве летом, если начинается дождь, как правило, становится еще и резко холоднее, а от этого навес не помогает. Навес нужен, если у вас сегодня точно должна состояться премьера и очень нужно, чтобы ее не смыло. И ведь еще есть такой момент: когда ты сидишь в кинотеатре, а над тобой — звездное небо. Особенно красиво это в «Сокольниках», где есть огромные вековые сосны. Ты как будто сидишь на опушке леса, а перед тобой — «Светская жизнь» Вуди Аллена. В Москве не так много способов получить необычные ощущения, и это — одно из них. У нас короткое лето, и в это время хочется проводить на воздухе максимальное количество времени. Нам звонят люди и говорят: «Почему у вас в Парке Горького фильм в дубляже? Мы хотим посмотреть с субтитрами, но не хотим сидеть в помещении». 


Не планируете в таком случае открывать летние кинотеатры еще в каких-то парках? 


Мы бы не против, но все главные парки — уже с кинотеатрами. Мне нравятся те два парка, где открылись «Пионеры». Может быть, «Сокольники» даже больше, чем Парк Горького. А вы знаете, что в «Сокольниках» есть такая особенность, что там летними вечерами температура градуса на три ниже, чем в среднем по Москве? Это из-за того, что там такой мощный лес. Для нас всех это было открытием. Поэтому если у нас в Парке Горького обычно по два сеанса, то в «Сокольниках» часто один, или на втором очень мало народу — просто потому что холодно сидеть. 


Прошлым летом предпремьерные показы многих ожидаемых фильмов кинокомпании проводили именно в летних кинотеатрах. Почему так? 


Потому что все поняли, что летние кинотеатры — это тема. Как в Британии, где любят премьеры опер проводить на лужайке, и дамы в вечерних платьях снимают обувь и ходят по траве босиком. В Москве же все привыкли к гламуру, красным дорожкам, а тут — новый необычный формат, такой приятный casual, красота, и картинку приятнее в Instagram пошерить на фоне леса, и лось может выйти. 


Сейчас в Парке Горького планируют реконструировать советский кинотеатр «Великан». Не боитесь конкуренции? 


Ну он же будет не летний. 


Но и летом будет работать. 


Летом все будут ходить в «Пионер». Поверьте.