Фото: «Выживут только любовники»
Текст: Диана Багатурия
Байопик о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия» возглавляет прокат во всем мире. Несмотря на то что сама история об артисте проседает, фильм выигрывает за счет сцен, где воспроизводятся оригинальные записи выступлений группы Queen.
Саундтрек уже давно стал не просто сопровождением для кино, но важной частью киноязыка, интересной самой по себе. ParkSeason выбрал 5 фильмов, где главная роль отведена музыке.
Новая чувственность
«Любовное настроение» реж. Вонг Кар-Вай
Протяжный, как движения камеры, и томный, как чувства героев, саундтрек к фильму «Любовное настроение» режиссера гонконгской Новой волны Вонга Кар-Вая открывает новые грани чувственности музыкального языка. Нежный вальс Сигэру Умэбаяси окутывает пространство кадра как дождь, под который попадают Су и Чоу. Кар-Вай намеренно сбавляет темп, замедляет скорость, чтобы особо выделить судьбоносную встречу двух героев – и это не столько режиссерский ход, сколько полноценный поэтический прием.
Герои 90-х
«Брат» реж. Алексей Балабанов
«Слышь, а это что за песня?» – с этой реплики Данилы Багрова начинается легендарный фильм Алексея Балабанова «Брат» и заодно путь героя. Узнав, что песню «Крылья» исполняет «Наутилус Помпилиус», Багров первым делом по приезде в Петербург отправляется на поиски заветного диска. Покупая альбом за альбомом, главный герой 90-х вместе с «Наутилусом» пытается понять, что за эпоха распростерла над страной свои крылья.
Экспериментальный джаз
«Одержимость» реж. Дэмьен Шазелл
Музыкальному сопровождению режиссер Дэмьен Шазелл всегда уделял большое внимание. Над оскароносным саундтреком к «Ла-Ла Ленду» и «Человеку на Луне» Шазелл работал вместе с композитором Джастином Гурвицем, который также написал музыку для дебютной картины режиссера «Одержимость». Главный герой Эндрю, вдохновленный примером трудолюбивого саксофониста Чарли Паркера, пытается сделать все, чтобы стать великим барабанщиком. Его направляет суровый, но чуткий дирижер (Дж. К. Симмонс), который заставит Эндрю дойти до предела. За экспрессивную напряженную музыку и взрывные барабаны фильм получил «Оскар» в номинации «Лучший звук».
Магия в духе ретро
«Выживут только любовники» реж. Джим Джармуш
Один из главных эстетов американского кинематографа Джим Джармуш постоянно зачаровывает публику шаманскими саундтреками. Для фильма «Выживут только любовники» режиссер сочинил музыку сам вместе с собственным музыкальным проектом SQÜRL, а также пригласил композитора Йозефа ван Виссема. Лоу-файное ретро-звучание, будто воспроизведенное с виниловых пластинок, следует за историей о древних вампирах-интеллектуалах Адаме (Том Хиддлстон) и Еве (Тильда (Суинтон) и околдовывает зрителя, который с первых нот проникается искренним чувством странных существ.
Печальное звучание нуара
«Лифт на эшафот» реж. Луи Маль
В меланхоличном нуаре «Лифт на эшафот», вдохновленном творчеством Хичкока и построенном на длиннотах, одиноко бродит по Парижу прекрасная Жанна Моро — её героиня вместе с любовником задумала убить мужа, но преступление неожиданно срывается. Ожидая завершения истории, Моро ходит одна в компании революционного для того времени саундтрека, такого же, как и героиня, — замкнутого в себе, печального и волнующего. Луи Маль пригласил джазового трубача Майлза Дэвиса для работы над музыкальным сопровождением, которое стало одним из самых впечатляющих и эмоционально напряженных в истории кинематографа.