ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
«Один король – одна Франция» и «Фаворитка»: рецензия ParkSeason

«Один король – одна Франция» и «Фаворитка»: рецензия ParkSeason

Скоро на экраны выйдут два исторических фильма: «Один король – одна Франция» Пьера Шоллера о Великой Французской революции и «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса об английской королеве Анне и ее окружении. Обращаясь к событиям 18 века, режиссеры предлагают два полярных способа изучения прошлого. О том, какой из них более эффективен, а также о роли женщины в истории читайте в рецензии ParkSeason.  

Купить билет

Действие фильма «Один король – одна Франция» начинается 14 июля 1789 года. Франция на пороге событий, которые вскоре изменят весь мир. На улицу, где живут крестьяне, падают солнечные лучи. Раньше их загораживала высокая каменная стена Бастилии, которая в конце концов была разрушена. Однако это лишь только начало грандиозных перемен. Вскоре толпа крестьянок вместе с героиней Франсуазой отправляется пешком в Версаль, где находится Людовик XVI, чтобы призвать его переместиться в Париж, ближе к людям, и одобрить Декларацию прав человека и гражданина. Под давлением Учредительного собрания король со слезами на глазах соглашается и росчерком пера подписывает приговор абсолютной монархии.

Положение монархии в соседнем Соединенном Королевстве, где происходит действие «Фаворитки» Лантимоса,  ничем не лучше. Если, как подсказывает название фильма, одна Франция, значит один король, то в начале 18 века у английского престола, по сути, находится сразу три «правителя». А, точнее, правительницы. Все решения королевы Анны во время Войны за испанское наследство инспирируются повелениями Сары (Рэйчел Вайс), жены герцога Мальборо – главного героя войны. Однако на горизонте появляется новая очаровательная и пробивная фаворитка Эбигейл (Эмма Стоун), которая станет настоящим серым кардиналом.

«Один король – одна Франция»

«Один король – одна Франция»

Источник

«Фаворитка»

«Фаворитка»

Источник

Будто срисованная с картины Эжена Делакруа, Франсуаза с оголенным плечом в течение двух часов экранного времени вместе со товарищами пафосно говорит о революции, воплощая в себе образ Марианны, символа Свободы, ведущей народ, и в итоге лицезреет казнь короля. У Лантимоса Сара и Эбигейл, которые используют монаршее лицо в своих интересах и берут бразды правления в свои руки, гораздо более зрелые и многослойные, чем истеричная и наивная королева Анна. 

Обе картины возвращаются в 18 век, к ключевым в истории Англии и Франции событиям, чтобы перенести разговор о роли женщины в обществе в новый, еще не избитый контекст. Несмотря на то что в фильме «Один король – одна Франция» мелькает весь свет французского кинематографа от Луи Гарреля до Дени Лавана, именно Франсуаза оказывается в центре сюжета и именно она возмущается тем, что выращивание табака легализовали, а женщин правом голоса еще не наделили. 

Если фильм о Великой Французской революции берет достаточно высокую ноту и по настроению скорее напоминает напыщенную оперу, то «Фаворитка» подходит к истории и женскому вопросу с долей иронии, знакомой зрителям по предыдущим работам Лантимоса. Сложно сопереживать хитрым, своенравным и властолюбивым женщинам, которых волнует не столько судьба королевства, сколько их собственное положение и виртуозные игры. 

«Один король – одна Франция»

«Один король – одна Франция»

Источник

«Фаворитка»

«Фаворитка»

Источник

Как и любые другие исторические ленты, «Один король – одна Франция» и «Фаворитка» предлагают свой собственный взгляд на эту самую историю. Оригинальное название французского фильма «Un people et son roi» («Народ и его король») подчеркивает значимость третьего сословия, превосходящую величие самого короля, которому теперь уготована только казнь. Только после сакрального жертвоприношения, когда площадь оросит монаршая кровь, угнетенный народ и вся Франция смогут зажить новой жизнью. Но так ли это?

Сцена восстания 10 августа 1792 года, одного из ключевых событий Великой Французской революции, отсылает, как кажется, не нарочно к самому известному эпизоду мирового кинематографа – к сцене расстрела на Потемкинской лестнице из «Броненосца «Потемкина»» Сергея Эйзенштейна. Если в фильме о русской революции 1905 года «злые» белые с ружьями наступают на «добрых» безоружных граждан, то во французской ленте обе стороны, повстанцы и защитники монархии, вооружены и с одинаковым рвением пытаются уничтожить как можно больше противников. 

Лучше с едким юмором и иронией препарировать историю, как делает «Фаворитка», рефлексируя и предлагая новый ракурс взгляда на известных персонажей, чем торжественно и размашисто снимать фильм о подвиге народа, дискредитируя этот подвиг собственной ослепленностью. А зрение нужно беречь, ведь без него трудно снимать кино.