Фото: «Власть»
Текст: Алина Поплавская
«В нашей реальности существуют монстры. И я всегда пытался защитить граждан моей великой страны от опасностей, исходящих от террористических сил по всему миру. Теперь вы удивляетесь, почему я не целую их в щеки и не прошу прощения. Величайшей честью для меня было служение народу Америки», — Дик Чейни в исполнении Кристиана Бэйла, фильм «Власть».
Дик Чейни, самый влиятельный вице-президент США за всю новейшую историю страны, не только защищал свою страну от монстров, но сам был одним из них. Прошедший через несколько удачных взлетов карьеры и тяжелых падений, он смог стать практическим хозяином США во время президентских сроков Джорджа Буша-младшего. «Власть» режиссера Адама МакКея расплетает перед зрителем часть паутины, в которую Дик Чейни поймал целую страну.
Один человек смог обвести вокруг пальца основной аппарат президента Джорджа Буша-Младшего и «поставить» своих людей во все властные структуры, забирая как выигрыш в «Монополии» абсолютную власть.
«Власть» рассказывает историю Дика Чейни, консервативного политика, который смог проработать при аппарате четырех президентов, а в начала XXI века закрепить за собой место вице-президента во время исполнения обязанностей Джорджем Бушем-младшим. Адам МакКей начинает картину с показа не очень приятного Дика-студента, которого выгнали из Йельского университета за постоянные пьяные выходки и драки. Старый дом с проваливающейся крышей и облупившимися стенами должен стать его последним пристанищем с женой Линн (Эми Адамс). Из-за незаконченного высшего образования главного героя берут только на тяжелую физическую работу, а Линн несколько раз приходится спасать непутевого мужа от тюрьмы. Нервы амбициозной женщины сдают, и она заявляет Дику, что не намерена сохранять семью, если мужчина не возьмет себя в руки. Ричард (настоящее имя Дика Чейни) искренне любит «свою красавицу», и обещает никогда больше не разочаровывать ее. Он и выполнил, и нарушил свое обещание.
Многими изданиями уже было многократно воспето физическое преображение Кристиана Бэйла, который для роли Дика Чейни набрал не один десяток лишних килограмм, перейдя на диету из сладких пирогов и отсутствия минимальной активности. И если, по признанию актера, его жена не приходит в восторг от опасности, которой он подвергает свое здоровье, то его экранная «жена» Эми Адамс нисколько не против своего не идеального мужа. Отношения между Диком и Линн остаются одним из немногих светлых пятен в жизни жестокого и могущественного «паука» политической системы США, и нежным чувствам между героями нельзя не верить. Рука Линн постоянно лежит на плече Дика во время размышления последнего над следующим шагом: женщина принимает своего «личного монстра», с которым с удовольствием разделяет ношу власти.
«Ты нужен мне трезвым, Дик Чейни. Я не могу возглавить корпорацию или занять высокий политический пост — таков удел женщины в наше время. Не заставляй меня думать, что я выбрала не того мужчину», — так говорит Линн, в первый и последний раз потеряв веру в своего мужа. Желание защитить семью становится для Дика Чейни отправной точкой для начала политической карьеры, а его самым верным помощником и другом становится очаровательная и опасная Линн.
При переносе образа Дика Чейни на экран заметно, что режиссер и сценарист Адам МакКей испытывал нехватку фактического материала, что помешало ему углубиться в тонкие душевные переживания персонажа и дать зрителю понять, по каким причинам главным героям принимались решения устроиться секретарем в Белый дом или поддержать свою дочь, открытую представительницу ЛГБТ-сообщества. Подобные пробелы создатели картины заполняют прочтением «Короля Лира» или рассуждениями закадрового голоса, чей обладатель оказывается в финале связан с жизнью Дика Чейни ближе, чем зритель может подумать в прологе. Крушение «четвертой стены» и прямое общение героя со зрителем прекрасно работают во «Власти», где аудитории нужно помочь с пониманием политических тонкостей и «подковерных» игр.
Игровая и завлекающая, «Власть» быстро превращается в черную драмедию и сатиру, когда на сеансе сначала смеешься с Диком, продавившим закон о «пристрастных допросах» во время военной кампании в Ираке, а потом понимаешь, что речь идет о пытках. Скучные на первый взгляд разговоры дородных мужчин в строгих костюмах сменяются кадрами с похищениями возможных террористов, разъяренными бойцовскими собаками и веселыми комментариями закадрового голоса. Игра на контрасте — инструмент, с которым прекрасно справляется Адам МакКей, включая в картину кадры Дика как любящего отца, заботливого и даже страстного мужа, человека рассудительного и проницательного. Эти качества растворяются в Чейни как жестоком и расчетливом политике, смахивающим с доски конкурентов, тиране, пославшим на смерть в Ираке тысячи американских солдат, и манипуляторе, сделавшим СМИ рупором пропаганды. Процесс «прорастания» главного героя во все возможные институты власти в США ускорен в несколько раз: нужные знакомства перерастают в захват ведомств, взятки и «кумовство» правят балом, исчерпавшие свой ресурс бывшие союзники отправляются в утиль.
Галактус — один из злодеев вселенной комиксов Marvel, который вынужден пожирать планеты и цивилизации, чтобы поддерживать жизнь. Он считает себя балансирующей силой между добром и злом и оправдывает злодеяния будущим, в котором вернет гораздо больше, чем взял. Создатели сопоставляют нарисованного персонажа и вполне реального Дика Чейни в разрушительной силе и наслаждении властью, которая она дает. Как и у Галактуса, у Дика были собственные «всадники», разносившие его царственное слово по администрации президента и следом через крупнейшие телеканалы до ума простых американцев. Они должны были поверить, что война в Ираке или отмена налога на наследство богатых идет им во благо — и после долгих месяцев «зомбирования» наконец обретали уверенность в действиях Джорджа Буша-младшего. Иронично, что подавляющее большинство даже не знало о существовании вице-президента Дика Чейни, руками которого несколько лет творилась мировая история.
Как и Галактус, Дик брал больше, чем мог дать: играя на инфантильности президента, он оттесняет его от серьезных государственных дел, нарушает обещание, данное младшей дочери, отказывается от старого друга и бывшего наставника. Зловещая фигура несколько десятков лет дергала за ниточки в сердце Вашингтона: зрителю показывают, как она это делала, но не объясняют, зачем. В этом кроется единственный существенный недостаток фильма — отсутствие глубины, с лихвой окупаемый едкой сатирой авторов и серьезной работой, проделанной во время разбора Дика Чейни «по косточкам».
От авторов досталось и другим вполне реальным персонажам, один из ярких примеров — оксароносный Сэм Рокуэлл в роли эксцентричного Джорджа Буша-младшего. Несостоявшийся член успешной баскетбольной команды, он мало знал о политике, принимал быстрые и экспрессивные решения и полностью доверился Дику Чейни. Развязывание рук молчаливому «пауку» со страстью к десертам привело к попиранию законов о правах человека, началу кровопролитной и бессмысленной войны и многомиллионным обманам нефтесервисной компании «Халлибертон», владельцем которой и сейчас является Дик Чейни.
«Власть» оказывается на удивление понятной картиной о политических преступлениях мирового масштаба, на троне которой восседает Кристиан Бэйл, чей профессионализм дополняется работой десятка актеров с мировым именем: Эми Адамс, Стив Каррел, Сэм Роккуэл, Эдди Марсан, Джесси Племонс и другие. Плотно сжатая до вибрации лента берет крепким сценарием, отличным визуалом, подходом к доступным фактам. Речь при получении «Золотого глобуса» за главную мужскую роль Кристиан Бэйл посвятил Сатане — и, кажется, он посвятил ее Дику Чейни.