ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
Кино и город: 3 фильма о любви к месту

Кино и город: 3 фильма о любви к месту

Главный приз 75-го Венецианского кинофестиваля получил фильм «Рим» Альфонсо Куарона — семейная сага, основой которой послужили детские воспоминания режиссера о районе Colonia Roma в Мехико. Пока «Рим» добирается до наших экранов, ParkSeason вспоминает картины, чьи авторы признаются в любви родному городу. Пусть и не самым очевидным образом.

«Зази в метро» (реж. Л. Маль)

«Ты не врубаешься в мой шарм?» — спрашивает озорная девочка Зази и ухмыляется.  Действительно, трудно не пасть жертвой очарования маленькой француженки, которая приехала на пару дней к дяде в Париж и устроила там праздник абсурда. Следуя за Зази по улочкам, поднимаясь с ней на самый верх Эйфелевой башни, где живет полярный медведь, зритель постепенно очаровывается и городом, который живет духом революционных 1960-х. 

Луи Маль экранизировал роман французского писателя Раймона Кено, известного литературного экспериментатора, который написал «Зази в метро» так называемым «ново-французским» языком, на стыке разговорной и жаргонной лексики. Маль, который родился в Тюмри, но чья творческая жизнь тесно связана с французской столицей, передал эту атмосферу зыбких смыслов через средства кино, сделав Париж 1960-х фантазийным пространством, в котором возможны любые происшествия и чудачества. Именно за это мы Париж и любим, не так ли?

Кадр из фильма «Зази в метро» 

Кадр из фильма «Зази в метро» 

Источник

«Амаркорд» (реж. Ф. Феллини)

Слово «амаркорд», придуманное самим Феллини, ближе всего к фразе «mi ricordo», что значит «я помню». Родной город Римини, где родился и вырос Феллини и где теперь находится его музей, запечатлен в фильме именно таким, каким его запомнил режиссер. Но так ли все было на самом деле?

Ответ на вопрос подсказывает повествователь — журналист, чьи документалистские зарисовки об истории города то и дело осмеиваются кем-то за кадром. Конечно, все было не так. Не было двухметровых сугробов в июле и священного быка, на мгновение выглядывающего из синей мглы, как белая лошадь из «Ежика в тумане». Создавая комедийный фильм, Феллини хотел не столько рассмешить и растрогать зрителя, сколько заставить его устыдиться стереотипного представления о собственном прошлом и об историческом прошлом своего города и даже страны. Поэтому описать любимый Римини можно только с помощью магического реализма и бутафории, ведь находится он в пространстве фантазии. Прав был Пруст, когда говорил, что «места, которые мы знали, существуют лишь на карте, нарисованной нашим воображением».

Кадр из фильма «Амаркорд»

Кадр из фильма «Амаркорд»

Источник

«Путешествие к началу мира» (реж. М. ди Оливейра)

Стареющий кинорежиссер Мануэль (Марчелло Мастроянни) путешествует вместе с тремя актерами по сельской португальской местности, где он когда-то провел свою юность. Заезжая на территорию уже заброшенного санатория и прогуливаясь по небольшому парку, Мануэль постепенно вспоминает моменты из прошлого, которые, как и этот сад, уже давно иссохли. Но герой Мастроянни протягивает руку к цветущему дереву и расплывается в улыбке: он вернулся к началу мира.

Оливейра создал оду не родному городу (в фильме это будет маленькая деревня), но целой стране — Португалии. Каждый кадр фильма будто говорит, что той Португалии уже не существует, осталась только нежная тоска о прошлом.  Однако ни 88-летнего Оливейру, ни Мастроянни, уже тогда знавшего о смертельной болезни, не тяготит это знание. Они в полной тишине исследуют пространство за камерой и в кадре, чтобы затем оставить его и отправиться в новое путешествие.  Теперь уже в неизвестном направлении.


Кадр из фильма «Путешествие к началу мира»

Кадр из фильма «Путешествие к началу мира»

Источник