foto

Разбитое «Стекло»: рецензия ParkSeason на новый фильм М. Найта Шьямалана

Новый фильм М. Найта Шьямалана «Стекло» ставит заключительный на данный момент аккорд в киновселенной режиссера из трех картин: «Неуязвимого» 2000 года, «Сплита» 2017 года и выходящего на экраны «Стекла». Сюжет строится вокруг трех персонажей с исключительными способностями: Дэвида Данна (Брюс Уиллис), Элайджа Прайса (Сэмюэль Л. Джексон) и Кевина Крамба (Джеймс Макэвой). 

Кевин под руководством личности-Зверя сбегает от полиции, чтобы продолжить свое дело по отмщению «за всех сломленных». После очередного похищения молодых девушек на след анархиста выходит Дэвид Данн, супергерой в плаще-дождевике, который продолжает вершить самосуд на улицах города под именем «Надсмотрщика». Он сталкивается со Зверем-Ордой, не подозревая об участии террориста Мистера Стекло в происходящих событиях.

Купить билет

М. Найт Шьямалан с самого начала своей карьеры думал о создании нетипичного фильма о современном супергерое: большая часть времени будет посвящена становлению сверх-человека на фоне проблем в семье и тщетных попыток восприятия приобретенной «второй личности». Задумка режиссера вылилась в «Неуязвимого» 2000 года, где главную роль Дэвида Данна сыграл Брюс Уиллис: Шьямалан позвал его в новый проект практически сразу после выхода «Шестого чувства», фильма, который прославил начинающего режиссера. 

«Неуязвимый» получился нуарной драмой с уклоном в самокопание героя, непростые отношения с женой и сыном и тщетный поиск своего места в мире с внезапно открывшимися способностями. Главный герой —единственный выживший после крушения поезда Eastrail # 177: после пережитого потрясения он чувствует в себе проявления нового «я» (любимая тема у Шьямалана, учитывая его Кевина Крамба с 24 личностями). Дэвид Данн не боится падений с большой высоты, ему не страшны переломы и даже пистолетные выстрелы: один из самых сильных эпизодов «Неуязвимого» связан с проверкой пистолетом, устроенной сыном главного героя.

Герою всегда нужен злодей: по классическим законам мировой культуры и комиксов в жизни Данна возникает загадочный Элайджа Прайс, человек, чьи кости по твердости больше напоминают стекло и могут разбиться от одного неосторожного движения. Физический недостаток герой Сэмюля Л. Джексона компенсирует невероятным умом, в котором кроется его сила: лучшими друзьями Элайджи с детства были комиксы, где он искал таких же необычных людей, как и он. Позже эти поиски вышли в реальный мир, потому что Мистер Стекло верил, что даже в его родном городе существуют люди, отличающиеся от всех и похожие на него. Он провозгласил себя создателем супергероев, ища соратников в вечном одиночестве.

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

Источник

Такое подробное знакомство с героями прошлого нужно для лучшего понимания происходящего на экране в «Стекле». Шьямалан забывает, что в последний раз заглавный герой представал перед зрителями 20 лет и те, кому понравился «Сплит», могут даже не знать о существовании этих персонажей. В «Стекле» режиссер выстраивает треугольник из персонажей, который, как его знаменитый Бермудский собрат, засасывает в себя хорошие идеи прошлого и не отдает ничего настоящему. Основные точки простой геометрической фигуры — это Дэвид Данн вместе со своим сыном, Мистер Стекло вместе с матерью, поддерживающий своего ребенка-террориста и Кевин с Кейси Кук, избежавшей смерти от лап Зверя в прошлом фильме. Когда режиссер смешивает вместе ярких персонажей, их краски будто бы растворяются и впитываются в палитру фильма, где на фоне постоянной «серо-мышиной» картины внезапно проявляются пятна оранжевых, фиолетовых и ярко-розовых сцен. Они так же нелепы в фильме про героев вне комикса, как и Орда, Мистер Стекло и Надсмотрщик в рамках кино настоящего времени.

Если «Неуязвимый» был чем-то новым от мира фантастики и комиксов, когда Шьямалан показал оборотную сторону медали супергероики, то сейчас «Стекло» растворяется на фоне идей мрачного «Темного рыцаря», «Города грехов» и других кино-новелл. После многолетнего показа сверхспособностей своих персонажей и двух полнометражных картин режиссер внезапно решает заставить поверить и своих персонажей, и зрителей, что им могли врать. Сценарист Шьямалан вкладывает невнятную линию убеждений в уста героини Сары Полсон, которая играет заботливую маму: гладит персонажей по голове, кормит вкусными лечебными таблетками и мягко промывает героям мозги. С аудиторией подобный фокус проходит со скрипом: она смотрится чужеродной и лишней, как будто на съемках режиссер не мог определиться, чего он хочет от своей истории. Создать интригу с психологическим воздействием не получается, ведь дальше по сценарию идут сцены ползания по стенам и срывания стальной двери с петель.

Кадр из фильма «Стекло»Источник

Кадр из фильма «Стекло»

Источник

Кевин-Орда, добротно сыгранный Джеймсом Макэвоем в «Сплите», превращается скорее не в монстра, взявшего верх над человеком, но застенчивого романтика с агрессивным характером. Его вымученная линия дружбы с Кейси Кук вызывает недоумение: девушка привязана к человеку, в личности которого обитают ее мучители (объяснить это возможно только «стокгольмским синдромом»). Три персонажа, связанные с главными героями похожи скорее не на живых людей, но на кукол, которые обязаны появится в нужное время в нужном месте, чтобы произнести нечто, заставляющее сюжет двигаться дальше в печальную трясину. Несмотря на желание Шьямалана не превращать произведение о комиксах в комикс, его вселенная живет по абсурдным правилам и странным ограничениям: нарушаются законы простейшей логики в жизни мира и поведении персонажей, как основных, так и малозначительных. 

Филадельфия у Шьямалана превращается в Готэм, в котором, как кажется, собрались единственные в мире супергерои и злодеи: режиссер сам делает акцент на этом в фильме, не объясняя эту странность законами собственной вселенной. Как в самых предсказуемых комиксах, союзники оказываются врагами, дети сначала отказываются от родителей, но в последний момент приходят на помощь, а во всем замешана некая злая глобальная корпорация. Шьямалановский «Неуязвимый» вышел слишком рано и массовый зритель не понял его мрачности, статичной камеры со странными ракурсами и переживаний нового Супермена, отказывая подобным персонажам в чувствах. «Стекло» опоздал на несколько лет со своими бедными декорациями, хакерами в подсобке, знающими пароль от всех компьютеров и посылом, что «в каждом человеке живет супергерой». В отсутствии новизны и инновационного когда-то подхода «Стекло» становится ненужным продолжением культового фильма двухтысячных и интересной картины 2010-х. Это становится особенно заметно при взгляде на персонажа Брюса Уиллиса: архаичный герой в плаще, он захлебывается не в воде (единственной слабости), но в современности, как одинокий ребенок, покинутый своим создателем на 20 лет. 

Кадр из фильма «Стекло»

Кадр из фильма «Стекло»

Источник