25 Января 2022
ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34

В Подземном музее «Зарядья» откроется выставка, посвященная Виталию Пацюкову

В Подземном музее «Зарядья» откроется выставка, посвященная Виталию Пацюкову

27 января в парке «Зарядье» состоится открытие выставки «360 градусов, или Фасеточное зрение стрекозы» — одиннадцатой выставки цикла SOVRISK #напотоке, которая будет посвящена искусствоведу и куратору Виталию Пацюкову. В расширенную экспозицию вошли работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Дмитрия Пригова и других художников, с которыми Пацюков дружил и работал на протяжении почти 40 лет.

Виталий Пацюков (1939–2021) — легенда отечественного искусствознания, критик, теоретик искусства, куратор сразу нескольких площадок, входящих в объединение «Выставочные залы Москвы» («На Каширке», «Беляево», «А3»). Пацюков был одним из первых, кто в конце 1970-х начал осмыслять в текстах творчество своих современников — будущих звезд советского, а затем и российского искусства. В 1980–1990-х выставки альтернативного искусства под его кураторством сделали культовым выставочный зал «На Каширке». С 2002 года он руководил отделом междисциплинарных программ в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ), где реализовал более 20 выставочных проектов, среди которых «Кабаков» (2002), «Визуальная акустика» (2007), «Джон Кейдж. Молчаливое присутствие» (2012) и другие. Член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат и номинант премий, Виталий Пацюков на протяжении всей жизни умел и любил открывать новые имена, вдохновлял тех, с кем работал, и часто становился настоящим соавтором для тех, о ком писал.

Ключевая часть экспозиции в Подземном музее — три раздела, представленные в витринах: «Диалог с великими», «В поисках утраченного времени» и «Шестидесятники». В первом представлена серия иронических рисунков Леонида Тишкова, иллюстратора и постконцептуалиста, одного из любимых художников Виталия Пацюкова. Герои рисунков — Сезанн, Кандинский, Дюшан, Бойс, Пикассо и другие классики ХХ века — были мысленными собеседниками Пацюкова и постоянным источником вдохновения для него.

Раздел наивного искусства назван заглавием знаменитого романа Марселя Пруста. Пацюков не только любил и ценил это направление, но и был лично знаком с Еленой Волковой, Любовью Майковой, Павлом Леоновым, Василием Романенковым и другими выдающимися художниками, организовывал их персональные выставки, писал о них статьи и включал художников в свои проекты.

В разделе «Шестидесятники» собраны камерные работы звезд неофициального искусства: Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского, Игоря Шелковского, Дмитрия Пригова, Эдуарда Штейнберга, Вячеслава Колейчука, Владимира Немухина, Владимира Яковлева, Вагрича Бахчаняна, Михаила Рогинского, Бориса Орлова, Леонида Сокова, Андрея Красулина. В конце 1970-х – начале 1980-х на страницах легендарного журнала «А–Я» Виталий Пацюков одним из первых начал писать о них. Со многими авторами искусствоведа связывала тесная дружба, что видно по представленным на выставке работам.




Фото: парк "Зарядье"