30 Ноября 2022
ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34

Цикл лекций пройдет в кинолектории «Архангельского»

Цикл лекций пройдет в кинолектории «Архангельского»

6 ноября в недавно открывшемся современном кинолектории Музея-заповедника «Архангельское» стартовал цикл лекций киноведа Милены Мусиной «На обломках империи или эпоха советского киноавангарда» с показом шедевров советского киноавангарда.

В программе кинолектория представлены наиболее яркие примеры советского киноавангарда 1920-х годов – одного из самых значимых явлений мировой кинокультуры, возникшего после революции 1917 года на обломках Российской империи.  Лидеры киноавангарда –Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев,  Леонид Траубер и Фридрих Эрмлер – стремились сделать искусство «экспериментом, понятным миллионам». 

Расписание лекций:

6 ноября в 16:00 - лекция «Революция в кино начинается! Лев Кулешов и его мастерская» и фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, СССР. Реж. Л. Кулешов)

«Эффект Кулешова» и другие легендарные монтажные эксперименты, мастерская, где наряду с режиссурой и актерским мастерством изучали акробатику и бокс, съемки фильма «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», которые вполне могли бы стать основой для сценария приключенческого фильма, драки, политические дебаты и прекрасная история любви…

13 ноября в 16:00 - лекция «Молодой триумфатор Сергей Эйзенштейн: дорогу кинокулаку!» и фильм «Броненосец “Потемкин”» (1925, СССР, реж. С. Эйзенштейн)

Захватывающая история создания киношедевра: взрывоопасные съемки на броненосце «12 апостолов», вишневые косточки на Потемкинской лестнице, экстремальные трюки оператора Эдуарда Тиссэ, «монтаж аттракционов» и «кинокулак», авангардные идеи Сергея Эйзенштейна, которые потрясли киномир…

20 ноября в 16:00 - лекция «Земля дыбом! Человек с киноаппаратом по имени Дзига Вертов» и фильм «Человек с киноаппаратом» (1929, СССР, реж. Д. Вертов)

Пожалуй, не было в истории кино автора, который бы был смелее и бескомпромисснее Дзиги Вертова. Его документальный фильм «Человек с киноаппаратом» стал воплощением всех открытий, сделанных режиссером за десять лет его киноэкспериментов.  Даже сегодня он восхищает и шокирует…

27 ноября в 16:00 - лекция «Кружевные зонтики революции с Фабрики эксцентрического актера» и фильм «Новый Вавилон» (1929, СССР, реж. Ф. Эрмлер)

Григорий Козинцев и Леонид Трауберг – лидеры революционного советского киноавангарда, создатели Фабрики эксцентрического актера – очень хотели снять фильм про кружевные зонтики и солнечные блики на атласе, про шляпки, вуали, муары и прочий парижский шик. И для этого им пришлось сделать фильм про Парижскую коммуну…

4 декабря в 16:00 - лекция «Фрейдист с маузером, или Память Фридриха Эрмлера» и фильм «Обломок империи» (1929, СССР, реж. Ф. Эрмлер) 

История советского киноавангарда полна легенд. Но всем ли им стоит вперить? Эпизод восстановления памяти в фильме «Обломок империи» вошел в историю мирового кино как гениальный монтажный эксперимент.  Однако легенда гласит, что этот эпизод смонтировал вовсе не режиссер фильма Фридрих Эрмлер, а его друг – Сергей Эйзенштейн…

11 декабря в 16:00 - лекция «Поэзия авангарда, или Земля и небо Александра Довженко» и фильм «Земля» (1930, СССР, реж. А. Довженко)

Он был мечтателем-бунтарем, поэтом и художником кино. В фильме «Земля» он воспел любовь, любовь без прикрас и без одежд… Он не боялся быть простым и сложным одновременно. В одной из своих статей писал: «Зритель, если ты что-нибудь не понимаешь в моей фильме, не думай, что перед тобой непонятная или плохая вещь. Поищи причины непонимания в самом себе.  Может быть, ты просто не умеешь мыслить?»

18 декабря в 16:00 - лекция «Вечный бой и счастье Александр Медведкина» и фильм «Счастье» (1934, СССР, реж. А. Медведкин)

Фильм «Счастье» Александра Медведкина, созданный в первой половине 1930-х годов, не входит в «классический» реестр шедевров советского киноавангарда, но фактически им является. Недаром этот смелый, яркий и абсолютно уникальный кинематографический эксперимент привел в восхищение и Сергея Эйзенштейна. А вот чиновников от кинематографии «Счастье» повергло в глубокое недоумение. Оказавшись выброшено на обочину истории советского кино, «Счастье» обрело новую жизнь спустя десятилетия в 1960-е, когда происходило переосмысление достижения советского киноавангарда. 



Фото: музей-заповедник "Архангельское"