6 ноября в недавно открывшемся современном кинолектории Музея-заповедника «Архангельское» стартовал цикл лекций киноведа Милены Мусиной «На обломках империи или эпоха советского киноавангарда» с показом шедевров советского киноавангарда.
В программе кинолектория представлены наиболее яркие примеры советского киноавангарда 1920-х годов – одного из самых значимых явлений мировой кинокультуры, возникшего после революции 1917 года на обломках Российской империи. Лидеры киноавангарда –Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Леонид Траубер и Фридрих Эрмлер – стремились сделать искусство «экспериментом, понятным миллионам».
Расписание лекций:
6 ноября в 16:00 - лекция «Революция в кино начинается! Лев Кулешов и его мастерская» и фильм «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924, СССР. Реж. Л. Кулешов)
13 ноября в 16:00 - лекция «Молодой триумфатор Сергей Эйзенштейн: дорогу кинокулаку!» и фильм «Броненосец “Потемкин”» (1925, СССР, реж. С. Эйзенштейн)
Захватывающая история создания киношедевра: взрывоопасные съемки на броненосце «12 апостолов», вишневые косточки на Потемкинской лестнице, экстремальные трюки оператора Эдуарда Тиссэ, «монтаж аттракционов» и «кинокулак», авангардные идеи Сергея Эйзенштейна, которые потрясли киномир…
20 ноября в 16:00 - лекция «Земля дыбом! Человек с киноаппаратом по имени Дзига Вертов» и фильм «Человек с киноаппаратом» (1929, СССР, реж. Д. Вертов)
27 ноября в 16:00 - лекция «Кружевные зонтики революции с Фабрики эксцентрического актера» и фильм «Новый Вавилон» (1929, СССР, реж. Ф. Эрмлер)
Григорий Козинцев и Леонид Трауберг – лидеры революционного советского киноавангарда, создатели Фабрики эксцентрического актера – очень хотели снять фильм про кружевные зонтики и солнечные блики на атласе, про шляпки, вуали, муары и прочий парижский шик. И для этого им пришлось сделать фильм про Парижскую коммуну…
4 декабря в 16:00 - лекция «Фрейдист с маузером, или Память Фридриха Эрмлера» и фильм «Обломок империи» (1929, СССР, реж. Ф. Эрмлер)
История советского киноавангарда полна легенд. Но всем ли им стоит вперить? Эпизод восстановления памяти в фильме «Обломок империи» вошел в историю мирового кино как гениальный монтажный эксперимент. Однако легенда гласит, что этот эпизод смонтировал вовсе не режиссер фильма Фридрих Эрмлер, а его друг – Сергей Эйзенштейн…
11 декабря в 16:00 - лекция «Поэзия авангарда, или Земля и небо Александра Довженко» и фильм «Земля» (1930, СССР, реж. А. Довженко)
Он был мечтателем-бунтарем, поэтом и художником кино. В фильме «Земля» он воспел любовь, любовь без прикрас и без одежд… Он не боялся быть простым и сложным одновременно. В одной из своих статей писал: «Зритель, если ты что-нибудь не понимаешь в моей фильме, не думай, что перед тобой непонятная или плохая вещь. Поищи причины непонимания в самом себе. Может быть, ты просто не умеешь мыслить?»
18 декабря в 16:00 - лекция «Вечный бой и счастье Александр Медведкина» и фильм «Счастье» (1934, СССР, реж. А. Медведкин)
Фильм «Счастье» Александра Медведкина, созданный в первой половине 1930-х годов, не входит в «классический» реестр шедевров советского киноавангарда, но фактически им является. Недаром этот смелый, яркий и абсолютно уникальный кинематографический эксперимент привел в восхищение и Сергея Эйзенштейна. А вот чиновников от кинематографии «Счастье» повергло в глубокое недоумение. Оказавшись выброшено на обочину истории советского кино, «Счастье» обрело новую жизнь спустя десятилетия в 1960-е, когда происходило переосмысление достижения советского киноавангарда.
Фото: музей-заповедник "Архангельское"