19 апреля, к Дню Победы в Великой Отечественной войне в Белокаменном подклете Старого Английского двора открылась выставка "СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА", посвященная Евгению Викторовичу Вучетичу, великому русскому скульптору.
12-я глава проекта #ПОДКЛЕТ – это рассказ про скульптуру как столкновение грубых материальных масс, про материю творчества и инженерное искусство. Евгений Викторович Вучетич смотрел на скульптуру как на синергию технологии и эстетики, как на новое достижение научной мысли. В его работах мы почти не встречаем образа врага, но всегда его работы представляют собой формулу усилия и преодоления человеком сопротивления материала.
"Подобно великим мастерам Ренессанса Вучетич много экспериментирует с конструкциями и материалами. Он не просто лепит форму, следуя классической логике искусства пластики, но раздвигает его рамки и объединяет скульптуру и инженерную мысль. Вучетич одним из первых соединяет в своих произведениях художественное пространство и реальный вещественный мир. Он интегрирует настоящие боевые машины и самолёты в пластическое пространство памятника. И в этом столкновении двух разных миров рождается пронзительная убедительность его произведений" – говорит куратор выставки, куратор проектов "Русский стиль" и "После иконы", художник Антон Беликов.
Основной предмет выставки – эскиз скульптуры "Перекуем мечи на орала" из фондов Музейного объединения "Манеж". Символ – сгибаемый меч – метафора материи, подвластной человеку. Видео-арт, созданный художником и оформителем выставки Никитой Лукинским, становится частью экспозиции одной скульптуры. На зеркальных экранах – инновации инженерных решений Вучетича, пластическая материя и форма его работ.
В мультимедийной части экспозиции можно увидеть, как традиции античной скульптуры получили свое продолжение в искусстве XX века. С античного времени скульптура стремится одновременно к двум целям: к красоте и выразительности. Но, как отмечал еще Платон, скульптуры молчат. Евгений Вучетич, посвятивший свою жизнь штурму границ, попытался заставить свою скульптуру кричать. Выразительность крика подходит вплотную к границе, разделяющей прекрасное и ужасающее. Мощно вылепленная форма женской головы с правильными, красивыми чертами нарушается провалом раскрытого в крике рта, и мы понимаем, что этот властный призыв Родины вечен, а безмолвие – лишь знак нашей собственной глухоты.
На интерактивных панелях можно увидеть историю жизни
Евгения Вучетича и судьбу его работ – Мемориального комплекса "Героям
Сталинградской битвы", Монумента павшим в боях за Берлин советским воинам
на военном мемориале в Трептов-парке в Берлине, горельефа в Центральном
павильоне на ВДНХ "Знаменосцу мира, советскому народу – слава!" и
многих других, а на экране – созданный авторским коллективом выставки
документальный фильм, в который вошли интервью с внуком скульптора, видео с
макетами и эскизами его работ. А также рассказ о том, как нереализованные
работы мастера оживают в XXI веке.
Фото: парк "Зарядье"