Текст: Алина Поплавская
Майлз Моралес — обычный нью-йорский подросток, который сталкивается с одиночеством в новой элитной школе, спорит с отцом и сбегает по ночам рисовать граффити вместе с любимым дядей. Его нормальную жизнь нарушает близкий контакт с радиоактивным пауком компании «Оскорп», который кусает мальчика. Майлз начинает открывать в себе способности Человека-паука, пугающие его. Но приключения только начинаются: во вселенную главного героя попадают пять версий знаменитого персонажа из разных миров — им вместе предстоит сражаться со злом.
Человек-паук — один из самых «народных» и экранизируемых героев комиксов: в то время, как у Аквамена первый полнометражный фильм появляется в 2018 году, зрители уже сбились со счета, сколько раз в кино Питера Паркера кусал радиоактивный паук.
«Человек-паук: Через вселенные» уже можно назвать большим томом комикса, который был перенесен на экран. Казалось бы, рейтинг просмотра 6+ должен отпугивать потенциальную взрослую аудиторию: очередная стерильная история о добродушном соседе Человеке-пауке уже набила оскомину. Но создатели «Через вселенные» пошли по рок-н-рольному пути: да, мы не увидим смертей персонажей с брызгами крови по всему экрану, но также нет здесь и типичной «диснеевской», рафинированной подачи сюжета.
Съемочная команда не собирается замалчивать взрослые темы взросления, потери любимого человека, страха перед неизведанным и тяжести груза ответственности. Режиссеры мультфильма подают аудитории подобные моменты серьезным тоном в невероятно красивой обертке. Анимация персонажей, постановка битв и даже мельчайшие изменения в эмоциях героев при разговоре видны как под микроскопом, что позволяет с головой залезть в кинокомикс, пригибаясь от ударов Кингпина.
Внешняя составляющая фильма — сплошной восторг как для любителей «гиковской» культуры, так и зрителей, незнакомых с запутанной историей мультивселенных. Иногда картинка начинает двоиться, как будто зрителям забыли выдать 3D-очки — это происходит, когда в Майлзе просыпаются паучьи силы. Меняется угол камеры, она летает над персонажами во время важных разговоров, а в определенные моменты стиль рисования переходит в комикс на экране: «облака мыслей», рамки, разделяющие события мультфильма.
Майлз Моралес — не написанный специально для мультфильма персонаж, его история как нового Человека-паука была запущена в комиксах Marvel в 2011 году. Его планировали сделать заменой погибшему Питеру Паркеру, но из-за смерти всеми любимого «Паучка» читатели отнеслись к новому супергерою отрицательно, ревниво чтя память истинного Человека-паука. Со временем Паркера вернули, и они с Майлзом «геройствовали» вместе. В мультфильме сценаристы решили не отходить от подобного сюжетного решения — идеальный Питер Паркер, молодой блондин с принципами Супермена погибает, чтобы родился новый Человек-паук. Как только Майлз решается взять на себя ношу ответственности (которая, как мы знаем, всегда приходит с великой силой) и спасти Бруклин от разрушительного коллайдера Кингпина и Доктора Октавиуса, буквально с неба на него падает Человек-паук, а следом еще четыре.
Решение совместить в одном сюжете несколько героев из вселенных Marvel на удивление логично объясняется по сюжету, как и тот факт, что они все каким-то образом оказываются вместе — всему виной паучье чутье, реагирующее на себе подобных. Теперь у зрителя есть несколько фактурных типажей, подходящих под вкусы каждого.
Питер Паркер — повзрослевший Человек-паук из параллельной вселенной, чья супергеройская карьера закончилась травмой спины и разводом с Мэри-Джейн. После таких ударов судьбы он отложил красно-синий костюм в дальний ящик и предавался поеданию пиццы на старом диване, пока открытая злодеями временная воронка не затянула его во вселенную Майлза.
Гвей Стейси — тонкая и грациозная Женщина-паук, пришедшая из футуристичной Америки, которая была укушена радиоактивным пауком вместо Питера Паркера. Он был ее лучшим другом, которого Гвен не смогла защитить от пули преступника. После потери близкого человека она решила никогда больше не подпускать к себе никого, чтобы не испытывать постоянное разочарование от невозможности спасти всех.
Нуарный Человек-паук — Питер Паркер из 1933 года скрывает лицо под маской, а его длинный черный плащ развевает взявшийся ниоткуда ветер. В оригинале герой разговаривает голосом брутального Николаса Кейджа.
Пени Паркер — девушка, которая пришла в современную вселенную из будущего тысячелетия: ее суперсила кроется в ментальной связи с пауком, который живет в роботе-броне, которую себе построила героиня.
Свин-паук — самый необычный герой, Свин-паук был создан в качестве персонажа отдельного пародийного комикса в 70-х годах прошлого века. Он был пауком, который жил в лаборатории ученой-хрюшки, проводящей опыты с радиацией. Оказавшись рядом во время производственной аварии, главный герой стал свиньей со своими природными способностями. Свин-паук защищает мирных жителей от суперзлодеев, которые также приняли форму животных.
Отношения Паучков развиваются стремительно, но связь между ними гармонична: они одно целое, воплощение единой силы в разных людях. За плечами персонажей лежат истории становления на путь справедливости, которое не было выстлано лепестками роз: каждый из них несет груз потерь близких на протяжении всей жизни. Они — единственные в огромной мультивселенной, кто по-настоящему понимает друг друга и персонажи наконец не чувствуют себя одинокими. Это духовная связь придает силы не только Людям-паукам, но и зрителям — может в других вселенных каждого ждут собственные отражения.
Прелесть новой экранизации Человека-паука в том, что она прекрасно понимает, что все вокруг — комикс. «Через вселенные» пропитаны ироничным юмором и интересными пасхалками не только на произведения Marvel, но и на киноиндустрию в целом. Нам говорят: правила можно нарушать, если ты «мультяшка» — доставай из кармана огромную наковальню и бей ближайшего врага по голове. Мультфильм с достоинством ходит по тонкой грани: оставаться понятным для детей и не наскучивать взрослым. Последним он преподносит важную мысль, которая годами рефреном звучала в комиксах про Человека-паука: «Не нужно носить маску или плащ, чтобы стать героем». Со временем за чередой дорогих и пафосных фантастических боевиков этот посыл стерся, но здесь он поставлен на вершину пьедестала. Герои тоже могут сомневаться, чувствовать себя никчемными и бесполезными, но поддержка близких верно подталкивает к продолжению борьбы. Возможно, единственное, что отличает нас от Человека-паука — мы не умеем ходить по стенам.