ООО ПаркСизн Рус 107140, г. Москва, 1-й Красносельский переулок, д. 3 +7 (495) 748‑93-34
«Искусство всегда демократично»: Евгений Гусятинский о Garage Screen

«Искусство всегда демократично»: Евгений Гусятинский о Garage Screen

Недавно на площади Искусств в парке Горького открылся новый временный летний павильон Garage Screen. Пространство гармонично вписывается в соседство с Музеем «Гараж» и несет разные функции, подчеркивая неоднозначность и диффузность кинематографа и архитектуры.

Редакция ParkSeason поговорила с куратором программ Музея «Гараж» Евгением Гусятинским: кинокритик и отборщик Роттердамского фестиваля уже второй год отвечает за репертуар летнего кинотеатра. 


Что даст зрителям обновленный павильон? Какую функцию он несет?

Осенью мы провели конкурс на новый архитектурный дизайн кинотеатра и получили более 130 заявок со всей России, причем не только из Москвы и Петербурга. В финал вышли 6 проектов, из которых мы выбрали SYNDICATE. Авторы концепции воплотили одну из моих неосознанных идей. 

Современное кино сложно идентифицировать в четких формулировках: оно сливается с другими искусствами, может быть чем-то, не имеющим — на первый взгляд — отношения к кино. Поэтому кинотеатр, где показывают современное кино, тоже может быть неочевидным. Это может быть некое здание, где может происходит все что угодно. Его внешний вид не обязательно должен говорить о том, что это кинотеатр. Когда ты смотришь на павильон, ты не сразу догадаешься, что там показывают кино. Это архитектурный объект, который ценен сам по себе. Если павильон закрыть, здание все равно хорошо впишется в площадь и будет коррелировать со зданием музея. Это похоже на диффузную, трудно уловимую формулу современного кино. В следующем году павильон тоже поменяется. 

Фото: Иван Ерофеев

©Музей современного искусства «Гараж»

 Алексей Народицкий

©Музей современного искусства «Гараж»

Как составляется программа фильмов? Что вы хотите рассказать зрителям, чему научить? Связана ли программа с общим вектором событий и выставок в самом «Гараже»?


Летний киносезон идет три с половиной месяца, поэтому мы всегда ограничены количеством дней и сеансов. Вариантов подбора репертуара два. Первый: команда готовит одну большую концептуальную программу, которая продолжается все лето. Это довольно тяжело для зрителя: даже масштабные синематеки не всегда рискуют делать метапроекты на три месяца. Максимум  — два. 

Мы пошли по второму пути и сделали репертуар максимально разнообразным, потому что хотели отразить весь спектр того, что происходит в актуальном, современном и классическом кино. Хотя в прошлом году в Garage Screen все же наблюдалось подобие синематек: мы запускали несколько рубрик, прикрепленных ко дням недели. Чтобы не повторяться — у нас все-таки новый павильон — мы поменяли структуру и сейчас предлагаем более «пеструю» историю. Мы приготовили много партнерских показов и премьер — это кино, которое существует в актуальном контексте. 

Фото: Иван Ерофеев

©Музей современного искусства «Гараж»

На какой фестиваль вы ориентировались при сборке программы?


Я работаю на Роттердамском кинофестивале, поэтому — так или иначе — ориентируюсь на него. В качестве зрителя бываю практически везде, и везде можно найти что-то хорошее. Правда, с каждым годом это все сложнее и сложнее. 


Мой вкус и опыт, безусловно, отражены в программе: тем не менее все фильмы, которые мы включили в репертуар — это ленты, важные для актуальной культурной ситуации. Это картины, авторы которых пытаются нащупать новую чувствительность, передать другой опыт и другую рефлексию о человеке. В нашей июньской и отчасти июльской программе будет много таких фильмов молодых режиссеров — в основном, дебютных. Их авторы размышляют о том, что такое новый человек, новое поколение, как складывается новая идентичность. 


Несмотря на то, что репертуар Garage Screen автономен, общая программа тематически совпадает с тем, что делает «Гараж». Есть и прямые переклички: в Музее в конце июня откроется выставка об экологии и в Garage Screen пройдет серия показов на эту тему.

Фото: Иван Ерофеев

©Музей современного искусства «Гараж»

Стоит ли бояться сложных фильмов? В каком соотношении Garage Screen планирует показывать массовый прокат и арт-кино, например?

Интеллектуалом быть не нужно — совершенно точно. Я убежден, что настоящее искусство — оно всегда открыто и демократично, доступно и человеку с культурным багажом, и специалистам, и совсем новичкам. Да, фильмы будут по-разному восприниматься: но тексты и сценарии и так всегда трактуются неодинаково. Опыт взаимодействия и заинтересованности есть и там, и там. Мы открыты для всех. 

О соотношении фильмов

Garage Screen проводит 120 показов за сезон. Практически 80%  — это премьеры, которые мы привозим сами. Это могут быть российские и зарубежные фильмы, новые или старые, — суть остается той же: Garage Screen показывает их первым. Привезти за такой короткий период даже 80 картин — это сложно, поэтому планка у нас высокая. Чтобы облегчить себе жизнь, мы работаем с прокатчиками и добавляем в репертуар массовое кино. Хотя и здесь мы довольно селективны: в прошлом году таких фильмов был минимум. В случае с блокбастерами мы придумываем отдельную историю: если показываем новую «Миссия невыполнима», то в стыке с первой. Так зритель не просто смотрит новинку проката, а понимает, как менялся сам жанр за это время. Это не попытка собрать деньги. 

Этот год с точки зрения прокатного кино насыщенный. В июне будет премьера нового фильма Педро Альмодовара «Боль и слава», премьера «Дылды», предпремьера картины «Паразиты», которая, по моему мнению, станет хитом. Все фильмы выйдут в прокат, но это важные ленты, мимо которых мы не можем пройти. Я был бы счастлив, если бы все картины, которые мы привозим, потом поступали бы в прокат. 

Нам кажется, что у Garage Screen и Летнего Пионера разная программа и разная задача. Чем отличаются ваши зрители?


Мы, кстати, проводили исследование: аудитория не такая уж и разная: это люди, которые интересуются кино как интеллектуальным и художественным текстом. Для них кино — не столько вид досуга, сколько культурно-образовательный опыт. Наши общие зрители смотрят фильмы не от скуки: скорее они ищут столкновения с чем-то новым, заставляющим задуматься. 


Фото: Иван Ерофеев

©Музей современного искусства «Гараж»

Garage Screen и парк Горького. Как вы считаете, насколько гармонично это соседство? Garage Screen как проект — это работа с узкой прослойкой горожан или место, где людям показывают хорошее — пусть и не всегда понятное кино?

Соседство гармоничное: оно продолжает связь музея и парка. Идея существования музея в парке довольно радикальная, потому что парк в классическом понимании — это место для релакса и досуга. Музей — совершенно другой опыт, не самый простой для восприятия. Мы расширяем восприимчивость и чувствительность людей, которые не ищут этого. Гуляющие по парку могут проходить мимо «Гаража», зайти на чашку кофе, а потом пойти на выставку. И процесс изменений уже будет запущен. 

Наш кинотеатр в каком-то смысле выполняет такую же функцию. Конечно, посетители Garage Screen и парка пересекается: мы часто видим, как люди идут мимо и случайно заглядывают в павильон, потом начинают искать фильм в Интернете и остаются на сеанс. Бывало, что такие посетители попадали на сложный фильм и смотрели его до конца, не покидая кинотеатр. 

Мы, например, очень любим скейтеров: они часто катаются по соседству, на площадке. Когда в Garage Screen начинаем сезон, они всегда подстраиваются под зонирование, с уважением относятся к показам и катаются чуть дальше, чем обычно. Мы совершенно друг другу не мешаем. Когда у нас открыты шторы, ребята часто смотрят снаружи. Это наша аудитория и важная молодежная субкультура. Иногда нам мешают велосипедисты с громкими колонками, но общая тенденция сосуществования мне кажется правильной. Чем больше подобных площадок создадут в парках, тем активнее будет развиваться городская среда: на мой взгляд, будет правильнее, если концепции не будут повторять друг друга. 

Фото: Иван Ерофеев

©Музей современного искусства «Гараж»